2.2 Основные методы и приемы развития памяти

2 2 osnovnye metody i priemy razvitiya pamyati Блог

Слова «мнемоника» и «мнемоника» означают одно и то же — это техника запоминания. Они происходят от греческого «мнемоникон», что переводится как искусство запоминания26.

Мнемоника использует естественные механизмы памяти мозга и дает полный контроль над процессом запоминания, а также запоминанием и воспроизведением информации.

Первоначально мнемоническая техника возникла как неотъемлемая часть риторики (ораторского искусства) и использовалась для запоминания слишком длинных речей. Современная мнемоническая технология получила значительное развитие как в теоретическом, так и в техническом плане. Он позволяет не только запоминать определенную последовательность текстового материала, но и точно запоминать информацию, которую людям традиционно сложно запомнить. Эта информация включает списки телефонных номеров, различные числовые таблицы, хронологические таблицы, сложные учебные тексты, содержащие много терминов и т. д.

Освоение мнемоники связано с овладением инструментальным мастерством. Очевидно, что для овладения мнемоникой необходимо выполнять упражнения. Без них невозможно освоить мнемонику. Кроме того, после того, как человек развил способность к памяти, он или она может или не может использовать ее, потому что сама информация, естественно, не будет запоминаться. Чтобы помнить каждый раз, нам нужно применять развитый навык памяти — последовательность определенных умственных действий, которые приводят к консолидации информации в нашем мозгу.

В целом мнемоника существует уже давно, многие мнемонические методы и приемы органично встроены в жизнь людей. У каждого человека в течение жизни складывается своя система памяти. Например, благодаря визуализации информации даже дети, не умеющие читать, знают, что для записи информации на дискету они должны щелкнуть значок дискеты. Дорожные знаки — еще один отличный пример внедрения мнемоники в повседневную жизнь людей. На высокой скорости люди не могут получать текстовые сообщения, а дорожные знаки, которые в основном являются символами определенных правил, распознаются довольно быстро.

Есть несколько основных правил улучшения памяти:

Развитие наблюдательности, приводящей к увеличению качества и количества сложных ассоциаций;

используя несколько чувств для запоминания. Информация, поступающая по нескольким каналам одновременно, лучше запоминается, поскольку они влияют на память системно;

более сознательное усилие запоминания, осознание процессов памяти с целью их контроля;

Принимая во внимание тот факт, что память включает в себя весь мозг и, следовательно, должна развиваться во всех умственных способностях

использование различных мнемонических приемов для улучшения запоминания.

Использование специальных техник — очень важный аспект развития памяти. Есть много техник, которые помогут вам запомнить информацию и развить память. Техника, которая помогает запоминать информацию, — это мнемонические поддержки. Например, известная формула «каждый охотник хочет знать, где сидит каждый фазан», чтобы запомнить цвета радуги. Часто, когда мы пытаемся вспомнить что-то сложное, люди придумывают собственный образ, икону.

Пиктограммы — интересный тип мнемонических средств. Это рисунки, на которых не используются буквы, цифры и другие общеизвестные символы. Индийская письменность — типичный пример пиктограмм. У некоторых народов мира нет письменности, поэтому они передают сообщения, рисуя значки. Запоминание информации с пиктограммами довольно эффективно.

Эффективность запоминания и сохранения в памяти предмета, явления, текста зависит от особенностей их организации, структуры, которые раскрываются у человека в процессе запоминания. Именно мышление организует деятельность человека, а сопутствующие восприятию эмоциональные проявления лежат в основе запоминания и его дальнейшего воспроизведения27.

Однажды во время лекции советский психолог А. В. Петровский попросил студентов запомнить серию из 24 чисел: 144121100816449362516941. Никто не осмелился воссоздать ее. Однако когда ученики узнали, что в ряду стоят квадраты чисел от 12 до 1, они сразу это запомнили, а точнее вспомнить оказалось ненужным. Современная наука не считает запоминание импринтингом. Суть запоминания — это активное действие по систематизации материала. Вспоминание часто означает понимание принципа материальной организации, поиск определенного образца.

Чтобы расширить объем произвольной памяти, необходимо придать запоминаемому материалу определенную структуру, сгруппировать его. Например, маловероятно, что кто-то сможет быстро запомнить ряд из 16 изолированных чисел: 1001110101110011. С другой стороны, если мы сгруппируем эту серию как двузначные числа: 10 01 11 01 01 11 00 11, они будут легче запомнить. В виде четырехзначных чисел этот ряд запоминается еще проще, поскольку он состоит уже не из 16 элементов, а из четырех групп: 1001 1101 0111 0011. Объединение элементов в эти группы позволяет сравнивать эти элементы, т.е. активность в запоминании.

Хорошо известно, что производительность семантической памяти в 25 раз выше, чем у механической памяти. Создание связей, структура и регулярность построения предметов — важнейшие методы эффективного запоминания и развития памяти 28.

Один из методов развития памяти — это последовательные ассоциации. Суть в том, чтобы запоминать слова, выстраивая определенные ассоциации. Благодаря этой технике можно вспомнить не только сами слова, но и их порядок в тексте. Использование последующих ассоциаций также активно стимулирует человеческое воображение (например, человек должен запомнить несколько слов и составить из них предложение).

Фонетические ассоциации часто используются для запоминания иностранных слов и чисел. Суть этого приема — довести подобные ассоциации до иностранного слова.

Метод реанимации развивает не только память, но и воображение человека. Его суть состоит в том, чтобы представить в воображении образы, которые представляют объект, который мы должны запомнить. Когда человеку нужно запомнить информацию в виде чисел, он представляет, на какие предметы они похожи (например, цифра 2 может быть в виде змеи).

Техника повторения используется многими людьми как вспомогательное средство для запоминания. На первый взгляд, действительно нет ничего проще, чем повторять запоминание информации. Однако многие путают хранение информации через память с ее развитием, потому что, повторяя ненужную информацию, человек только «забивает» резервы памяти.

Трансформация — еще один метод развития памяти. Суть в том, чтобы преобразовать воображаемый образ. Например, яркий объект может быть преобразован человеком в черно-белый объект, трехмерный объект — в плоский объект и т. д. Техника очень хороша для запоминания символов.

Запутывание — один из самых эффективных и сложных способов развития памяти. Думая об определенной картине, фильме, фотографии, человек мысленно попадает в центр этой картины. Когда человек находится «внутри» фильма, картины и т. д., Он чувствует некую связь между собой и происходящим там действием, и воспоминания остаются в памяти надолго. Лицо, упомянутое в рассматриваемом деле, является непосредственным участником событий.

Метод Цицерона — еще один метод, используемый для развития памяти. Этот метод помогает запоминать необходимую информацию в определенном порядке, хотя, например, невозможно воссоздать слова с их порядковыми номерами. Его суть заключается в том, что предмет, который нужно вызвать, человек оставляет в одной из всем известных комнат. Чтобы найти предмет, запомните комнату, в которой он был оставлен.

Элементы запоминаемой информации связаны с чем-то знакомым, например, с окружением известной комнаты (реальной или воображаемой). При мысленном обходе комнаты в определенном направлении должны возникать ассоциации, связывающие элементы запоминаемой информации с элементами окружающей среды. Во время воспроизведения, переходя от одного элемента среды к другому, вы должны вспомнить ранее сформированные ассоциации, которые, в свою очередь, помогут вам воссоздать элементы запоминаемой информации.

Эффективность этого метода зависит от того, насколько хорошо мы представляем воображаемую комнату и от способности создавать яркие запоминающиеся ассоциации. Объем информации, которую можно запомнить таким образом, неограничен.

Таким образом Цицерон тренировал свою память перед каждым выступлением. Справедливости ради отметим, что автором метода является не Цицерон, а великий древнегреческий писатель Симонид, метод которого был успешно принят оратором.

Таким образом, существует большое количество приемов, развивающих память и успешно применяемых людьми на протяжении веков. Именно использование мнемонических приемов позволяет людям сохранять память в хорошей форме. Необходимо учитывать законы и эффекты памяти.

Оцените статью
МБОУ ДО ППМС центр Шанс
Добавить комментарий