3. Технология развития критического мышления. Методы работы с текстовыми источниками информации

3 tehnologiya razvitiya kriticheskogo myshleniya metody raboty s tekstovymi istochnikami informacii Блог

При работе с текстом мы считаем, что не столько важно много читать, сколько гораздо важнее качественно обработать в уме — прочитанное.

В методической палитре учителя.

Рассмотрим несколько приемов, которые могут существенно обогатить методическую палитру учителя. В последнее время в методической литературе эти методы нашли свое объединение под общим названием — «культура критического мышления в анализе текста».

Что подразумевается под критическим мышлением? Критическое мышление — тип мышления, который помогает вам критически относиться к любому утверждению, не принимать что-либо как должное без доказательств, а быть открытым для новых идей и методов. Критическое мышление — необходимое условие свободы выбора, качества прогнозирования, ответственности за собственные решения. Критическое мышление — это, по сути, своего рода тавтология, синоним качественного мышления. Это имя, а не концепция, но именно это имя точно использовалось многими международными проектами для внедрения в нашу жизнь технологических методов, которые мы представим ниже.

Строительным блоком «технологии критического мышления» является базовая модель трех этапов учебного процесса: задача — размышление — размышление. Рассмотрим подробнее эти этапы.

В фазе «пробуждения» существующие знания и представления об изучаемом «вызываются» из памяти, формируется личный интерес и ставятся цели по работе с той или иной темой. Учитель может создать сложную ситуацию, умело задав вопрос, продемонстрировав неожиданные свойства предмета, рассказав об увиденном; в тесте — «введения, сноски и мотивирующие примеры» работают на этапе задания. Так можно продолжать и продолжать, но, конечно, у каждого учителя есть свое сокровище в своей копилке для основной задачи — мотивации учеников к работе, вовлечения их в активную деятельность.

На этапе понимания (или осознания смысла) ученик знакомится с новой информацией. Систематизирован. Студент имеет возможность размышлять о характере исследуемого объекта, учится формулировать вопросы, комбинируя старую и новую информацию. Он или она формирует свою позицию. Очень важно, что уже на этом этапе репетитор, используя ряд приемов, помогает ученикам следовать собственному пониманию материала.

Фаза размышления характеризуется тем, что студенты консолидируют новые знания и активно перестраивают свои первоначальные концепции, чтобы включить новые концепции. Таким образом, новые знания «усваиваются», и на их основе формируется их собственное законное понимание того, что является предметом исследования. Суть этого этапа — проанализировать собственные мыслительные операции.

Используя эту модель, учащиеся изучают различные способы интеграции информации, формируют собственное мнение, основанное на опыте, идеях и идеях, выполняют выводы и логические цепочки доказательств и выражают свои мысли ясно, уверенно и правильно по отношению к другим.

Рассмотрим некоторые приемы графической организации текста. Обратите внимание, что графическая структура текста важна для многих студентов из-за того, как они воспринимают информацию.

Самый популярный из современных методов — кластерный.

Кластер — это способ графической организации материала, который позволяет визуализировать мыслительные процессы, происходящие при изучении данного текста. Кластер — это отражение нелинейной формы мышления. Иногда это называют «визуальным мозговым штурмом». Последовательность шагов при построении кластера проста и логична:

1. В середине чистого листа бумаги (доски) напишите ключевое слово или тезис, который является «сердцем» текста.

2. 2. вокруг него поместите слова или предложения, которые выражают идеи, факты, изображения, имеющие отношение к теме. (Модель планеты и ее спутников).

3. По мере ввода слова, которые появляются, соединяются прямыми линиями с ключевым термином.

Оцените статью
МБОУ ДО ППМС центр Шанс
Добавить комментарий