«Время не любит, когда его убивают», — строго говорит один из персонажей «Алисы в стране чудес». И мы полностью с ним согласны. Со временем нужно подружиться. Ксения Букша, мама троих детей, рассказала о том, как помочь ребенку подружиться с часами и при этом быть пунктуальным и спланировать занятия и уроки.
1. Освоиться во времени
Есть дети, которые легко понимают «часы», а есть те, кто с трудом понимает их, которые долго не приспосабливаются к времени. Как только ваш ребенок мало или совсем не проявляет интереса к часам, суточным часам, календарям и тому подобному, самое время начать с ним говорить о времени. Что такое «через час»? Пять минут — это много или мало? А пять секунд? Время дошкольника специфично: час — это время, когда мы идем на дачу, а пятнадцать минут — это время, когда там эта стрелка будет торчать. Сделайте модель часов, на которых будете крутить стрелки, и научите этому своего дошкольника. Конечно, есть и электронные часы, но нужны и обычные круглосуточные. Круглые часы более наглядны и поэтому позволяют лучше понять цикличность времени. Вам также понадобится календарь, который показывает недели и месяцы, а также сообщает о том, что такое вечер и ночь, месяц и год. Месяцы юности и старости в небе, костяшки пальцев, слово «високосный год», наблюдение за закатом и восходом солнца, отсчет дней до дня рождения или Нового года — все это помогает привыкнуть ко времени, начать в нем двигаться.
2. Знать свои особенности
Кто никогда не опаздывает?
Немного обеспокоены люди, которые не опаздывают. Те, кто не выглядят и не чувствуют беспокойства, просто хотят, чтобы все было под контролем. Но в основе лежит слегка повышенный уровень беспокойства. Это они прибегают через 10-15 минут и ждут вас на углу. Дети тоже могут быть такими. «Почему Петя сегодня просыпался десять раз? Потому что сегодня он идет в первый класс».
Но опаздывают все — очень беспокойные (потому что бегут) и очень невнимательные (потому что им все равно). Но каждый может научиться не опаздывать. Поэтому важно точно понимать, какая проблема с опозданием у вас или вашего ребенка.
Как я опоздал и почему? Я шучу про себя, что «я лягу еще пять минут» и снова засыпаю — так, может быть, я просто слишком мало сплю? Я не могу собраться утром — стоит ли собираться вечером? Разве вы не замечаете, как я провожу время в социальных сетях?
Все это должно быть выполнено. Самостоятельно. Если уронить его на мозг ребенка, это не поможет. Ему необходимо установить причинно-следственную связь, чтобы осознавать это.
3. Готовность к планированию
Когда вы закончите планировать время своего ребенка и отдадите его ему на руки? Как узнать, готово ли оно?
Во-первых, когда часть его жизни отделена от нашей. Нет смысла просить ребенка спланировать свое утро самостоятельно, если вы живете в многоквартирном доме и собираетесь утром в город на одной машине. И если ваш ребенок не делает домашнее задание или не гуляет один, его время еще не его.
Во-вторых, когда ребенок понимает причинно-следственную связь между событиями. Пока ребенок живет настоящим моментом, пока он не поймет, что от него зависит, успеет ли он вечером поиграть и будет ли его ругать в школе — наше мычание «поторопись» для него белый шум.
В-третьих, это действительно должна быть его жизнь. Учить ребенка не опаздывать в школу, где над ним издеваются одноклассники и клевещут учителя, просто несправедливо. Стоит спланировать что-нибудь, хотя бы не отвратительное!
В-четвертых, действовать нужно постепенно. Сначала планируем на ребенка, потом вместе с ним, а потом он сам.
4. Следить за звонком
Для заботливых детей это помогает держать будильник в движении. Вы можете обратить внимание ребенка на то, что «от того, чтобы встать с постели и выйти из дома, будильник должен сработать пять раз». Первый звонок — вставай. Звонит второй звонок — выходим из ванной. В-третьих, завтракаем. В-четвертых, мы заканчиваем завтрак и одеваемся. В-пятых, мы уезжаем. Другими словами, мы вносим немного бдительности в нужный момент. Это намного лучше, чем порка и спешка. Дети постарше могут произнести свою собственную «вступительную речь» — включить музыку, чтобы двигаться быстрее, или установить забавные напоминания.
Напротив, спешащие готовы проснуться в 7:55 и покинуть дом через пять минут. И это так. Без рюкзака. Вы можете поговорить с ними о преимуществах утреннего перерыва, чтобы вам не приходилось носить брюки вместо шляпы.
Многие ответственные дети любят играть вовремя. Я знал одного второклассника с точностью до минуты, в какое время он чистил зубы, в какое время надевал кепку и в какое время автобус прибыл на автобусную остановку (он сам ходил в школу). Такое возбуждение обычно развивается позже у детей и является хорошим мотиватором для двенадцатилетних. «Я могу это делать, я знаю это, я контролирую свое время» — это очень полезно.
5. Обратный отсчет
Научите ребенка считать время, начиная с конца.
Снова вместе сначала. «Папа приходит в девять. А пока ты хочешь иметь возможность поиграть с ним. Сейчас шесть тридцать. Обычно ты занимаешься два часа. Так что тебе нужно приходить в школу ровно в семь часов и возвращаться с прогулки мимо». 5. Итак, вы можете пройти через шесть часов и пятнадцать минут. Запишите это.
Спустя месяцы или годы мы так же рассуждаем с ребенком. Понятно, что наши представления могут отличаться и что будут крики «Я сделаю это за двадцать минут». Иногда мы будем настаивать на своем видении, но в какой-то момент стоит дать ребенку запутаться. Вы сделаете это за двадцать минут? Бьюсь об заклад, ты этого не сделал? А потом приходит папа, а урок еще полон — ошибка вылезла. Пять таких ошибок и расчеты становятся более точными.
Таким же образом можно рассчитать время до выхода из дома, а точнее время на уроки, время на дорогу — ни на что.
6. Доска
Еще одна важная задача — это умение планировать количество дел, которые нужно сделать в течение дня. По моему опыту, лучшим планировщиком для детей и подростков остается школьная доска.
Это может быть лист бумаги, приколотый к стене, холодильник, доска с маркером или доска с мелом — что угодно. Важно, чтобы список дел был хорошо виден, и чтобы ребенок мог отмечать все «за» и «против» или записывать задачи от «сделать» до «сделано». Полезность этого инструмента трудно переоценить. Даже самые безрассудные «гиперактивные дети» становятся более ответственными и пунктуальными с такой доской. Также можно отметить время, когда задача должна быть запущена.
Сначала родители пишут на доске, а потом ребенок делает это самостоятельно. Многие люди сначала начинают слишком зависать и составляют список из сотни пунктов. Практика, как всегда, расставляет все по своим местам.
7. Телефон
Это еще один незаменимый инструмент. Я не имею в виду программное обеспечение или гаджеты. Это идеальное решение для ребенка (подростка) для создания простых заметок на телефоне. Они даже помогают с уроками. Научите ребенка делить уроки на части по 20-30 минут, а для 10-минутного перерыва сделайте пометку — да, по частям выполнять домашнее задание проще и веселее. А такие примечания, как «начинай готовиться к урокам музыки», «пора домой», «позвонить маме и сказать, что ты добрался до дома» спасут всем в семье много нервов.
8. Бумажный ежедневник
Моим идеалом в этом смысле был и остается … школьный дневник. Но это всего лишь его улучшенная и облегченная версия, которую я начал использовать в пятнадцатилетнем возрасте и до сих пор использую. Я беру небольшой блокнот квадратной формы (это может быть сотовый телефон, но он не очень удобен) и делю каждую страницу на шесть равных частей. Вам даже не нужно рисовать линию, а просто разделите каждую страницу на три более или менее равные части. Каждая третья — один день. Слева — понедельник, вторник и среда (с числами вроде 24/04, 25/04, 26/04), справа — четверг, пятница, а внизу — выходные (суббота и воскресенье). Итак, в этом примитивном дневнике мы записываем все, что нам нужно сделать в данный день. Без всяких подробностей и подробностей — как только узнаешь о деле, сразу напиши. Я быстро научился писать коротко и пользоваться иконками, и мой мир навсегда изменился. (Открываю случайно введенную записную книжку от 2004 года. Понедельник: 16-18 О., кошка гл., Мурса — «позывной», а вечером -.). Просто, доступно и удобно.
Если мы решили дать ребенку контроль, важно дать ему время привыкнуть к новому положению вещей и совершить собственные ошибки, выработать отношение ко времени. Ведь когда мы сами научились не опаздывать? Наверное, не в детстве. А может, даже не в молодости. Давайте также дадим нашим детям время учиться. Постепенно суетливые и непоседливые будут наслаждаться пунктуальностью, а отвлеченные и непринужденные научатся готовиться хотя бы к самым важным моментам.