Агрессивное поведение современных подростков

agressivnoe povedenie sovremennyh podrostkov Блог

Мурадова, В. И. Агрессивное поведение современных подростков / В. И. Мурадова. — Текст: немедленно // Молодой ученый. — 2016. — № 15 (119). — С. 413-415. — URL: https://moluch.ru/archive/119/33130/ (дата обращения: 27.10.2021).

В статье проанализированы особенности агрессивного поведения в подростковом возрасте, описаны результаты исследований, направленных на оценку типов агрессивного поведения современных подростков.

Ключевые слова: агрессивность, агрессивное поведение, типы агрессивного поведения, подростковый возраст.

Исследование агрессивного поведения подростков особенно интересно, потому что в современном мире количество агрессивных форм поведения подростков увеличивается, что способствует беспокойству родителей, педагогов и психологов. В наши дни нередки случаи, когда молодые люди запуганы, хулиганят, озлоблены, разговорчивы, бездумно агрессивны по отношению друг к другу в школе, на улице и в общественных местах.

Агрессивные тенденции в подростковом возрасте вызваны двумя наиболее яркими факторами — формированием нью-эйдж и влиянием общества. На подростка влияет семья, школа и сверстники, а также деятельность различных СМИ, которые на фоне болезненного молодежного кризиса оставляют сильный отпечаток на психическом здоровье подростка, что влечет за собой проявление агрессивного поведения. .

Среди психологов и педагогов, посвятивших свое внимание изучению данного вопроса, следует отметить: Л.М. Семенюк, В. Мухина, С. Соловьев, В. Трубников и др., За рубежом: Л.В. Берковиц, А. Бандура, Р. Барон, Р. Вальтер и др.

До сих пор было предложено множество определений агрессивного поведения, но Р. Барон и Д. Ричардсон [2] дают наиболее общие, определяя агрессивность как свойство индивидуума, преднамеренное деструктивное поведение, заключающееся в деструктивных тенденциях причинения вреда тому или иному человеку. .

Что касается форм агрессивных реакций у подростков, которые можно найти в различных источниках, следует выделить следующие:

  1. Физическая агрессия — подросток применяет физическую силу против другого человека.
  2. Косвенная агрессия — совершение действий агрессивного характера, косвенно направленных против кого-либо (топание, крик, сплетни, злые шутки и т. д.)
  3. Вербальная агрессия — подросток использует словесные формы (угроза, крик, ругань и др.) Для выражения своих отрицательных эмоций.
  4. Раздражительность — подросток проявляет грубость, раздражение и грубость по малейшему поводу.
  5. Негативизм — выражается в противопоставлении законам и обычаям.
  6. Обида — ревность и ненависть подростка к другим, которая вызвана чувством горечи, гнева на весь мир за реальные или мнимые страдания.
  7. Подозрение проявляется в недоверии и осторожности подростка по отношению к другим, что является следствием веры в то, что они могут причинить ему боль.
  8. Скрытая агрессия — систематическое давление на кого-либо, но без явной враждебности.

На основании сделанного предположения, а также на основании основных положений, касающихся проблемы агрессивного поведения, его основных типов и свойств, а также их развития у подростков, мы решили исследовать особенности агрессивного поведения у подростков.

В исследовании участвовал 31 студент, в том числе 12 мальчиков и 19 девочек в возрасте от 13 до 14 лет. Эмпирическое исследование проводилось в форме групповых тестов в ноябре 2015 г.

В исследовании использовалась методология, предложенная в Практикуме по возрастной психологии под редакцией Л. А. Головея и Е. Ф. Рыбалко [3] — метод Басса-Дарки в исследованиях агрессии.

Эта анкета используется для проверки уровня агрессии человека. Его разработали А. Басс и А. Дарки. Выделяют следующие виды агрессии: физическая, косвенная, словесная, раздражение, негатив, обида, подозрение и вина. Также выделены индекс агрессивности и индекс враждебности. В ходе исследования подросток читает 75 утверждений и проверяет на себе, насколько они соответствуют его стилю поведения, и отвечает на один из возможных ответов: «да» или «нет».

Анализируя данные опроса, выяснилось, что: из 31 подростка, участвовавшего в исследовании, 4 из 31, то есть 13%, имели высокий уровень агрессии, 10 детей (32%) — средний уровень и 17 детей. у детей (55%) этот показатель был низким (Рисунок 1). Доминирующие показатели (средний и низкий индекс агрессии) характерны для подростков, которые обычно не агрессивны, но могут проявлять различные типы агрессии в особо значимых эмоциональных ситуациях.

Что касается индекса враждебности, то ни один из подростков не проявил низкого уровня враждебности. Девятнадцать из 31 ребенка, или 61%, были средними, а 12 детей или 39% — старшими (рис. 1). Такой результат может быть связан с тем, что подростки подозрительны, не готовы принимать критику и отличаются от своего мнения о других людях, а также имеют нестабильную самооценку, вследствие чего они часто проявляют реакции, которые развивают негативное отношение к людям. и события.

Рисунок 1. Уровень общей агрессивности и враждебности (в%)

Исследование также показывает, что наиболее распространенными видами агрессии являются: вербальная агрессия, которая характерна для 35% (11 из 31) респондентов, чувство вины, которое характерно для 29% (9 из 31), и раздражительность, характеризуется 10% (3 из 31). Эти данные свидетельствуют о том, что эти подростки чувствительны к негативу и с большей вероятностью выражают негативные чувства с помощью крика или угроз, и что по отношению к ним может проявляться агрессия.

Также стоит обратить внимание на соотношение агрессии и пола, где мы обнаружили, что мальчики чаще реагируют на вину (50%) и вербальную агрессию (33%), а девочки чаще реагируют на словесную агрессию (41%), вину ( 18%).) И раздражение (18%).

Обобщая результаты исследования, можно констатировать, что агрессия в подростковом возрасте носит ситуативный характер. Подростки проявляют такие формы агрессии, как словесная агрессия, чувство вины и раздражительность. В то же время существуют половые различия в проявлении агрессивных реакций.

Однако мы должны знать, что агрессия в нашей жизни может иметь не только отрицательные коннотации (например, драка, угрозы, нанесение ущерба собственности), но также и положительные (например, проявление агрессии может помочь нам адаптироваться, защититься от внешних угроз или защитить себя. интересы). Исходя из этого, родители, учителя и психологи должны понимать, что концепция управления собственным поведением важна для агрессивного подростка, а обучение этому — длительный и сложный процесс, но необходимый для полноценного умственного развития и комфортной социальной жизни. Родители, психологи и учителя могут извлечь пользу из специальных мероприятий, направленных на регулирование агрессивного поведения подростков на этой сложной работе.

Оцените статью
МБОУ ДО ППМС центр Шанс
Добавить комментарий