Гимнастика для рук и ног нам хорошо известна. Понятно, почему мы тренируем мышцы, чтобы стать проворными, сильными и подвижными. Но зачем нам тренировать наш язык, если в нем нет костей? Оказывается, язык — основная мышца органов речи. И для него, как для любого мускула, упражнения просто необходимы.
Гимнастика, направленная на развитие органов речи, называется артикуляцией. Такие упражнения помогают укрепить мышцы органов речи и подготовить почву для четкой артикуляции.
Классическое определение артикуляционных упражнений.
Артикуляционные упражнения — это комплекс специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференциацию движений органов, участвующих в речевом процессе.
Основными целями артикуляционных упражнений являются:
— отработка целостных движений и конкретных положений органов артикуляционного аппарата;
— Комбинирование простых и сложных движений для улучшения произношения звуков.
Первые упражнения на артикуляцию следует выполнять перед зеркалом. Ваш ребенок должен видеть, что делает язык. Как взрослые, мы не думаем о том, где находится наш язык в данный момент (за верхними или нижними зубами). Наша артикуляция — это автоматический навык, и ребенок должен приобретать его через зрительное восприятие и постоянные упражнения. Не расстраивайтесь, если какие-то упражнения не работают с первого раза, даже для вас. Попробуйте повторить их со своим ребенком, признаваясь: «Послушайте, я тоже не могу, давайте попробуем вместе». Будьте терпеливы, нежны и спокойны, и у вас все получится.
Вот основные правила выполнения артикуляционных упражнений:
1. Упражнения на артикуляцию следует выполнять ежедневно, чтобы укрепить навыки детей. Лучше делать упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Детям нельзя предлагать одновременно более 2-3 упражнений.
2. Каждое упражнение следует выполнять 5-7 раз.
3. Статические упражнения выполняются в течение 10-15 секунд (удерживая артикуляционную позу в одном положении).
4. При подборе упражнений для артикуляционных упражнений следует соблюдать определенную последовательность, переходя от простых упражнений к более сложным. Лучше сделать это эмоционально, в игровой форме.
5. Из двух-трех упражнений, которые необходимо выполнить, только одно может быть новым, второе и третье даны на доработку и закрепление. Если ребенок недостаточно хорошо выполняет какие-то упражнения, не обязательно вводить новые, лучше работать на старом материале. Можно изобрести новые игровые приемы, чтобы сделать их сильнее.
6. Артикуляционные упражнения следует выполнять в сидячем положении, так как в этом положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в расслабленном положении.
7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое собственное лицо, чтобы он мог контролировать правильность выполняемого упражнения. Поэтому во время упражнений на артикуляцию ребенок и взрослый должны стоять перед настенным зеркалом. Ребенок также может использовать небольшое зеркало (примерно 9 x 12 см), но тогда взрослый должен смотреть на ребенка.
Следите за тем, чтобы при выполнении артикуляционных упражнений нагрузка была направлена только на необходимые для работы мышцы. Обратите особое внимание на то, чтобы мышцы шейно-плечевого отдела оставались свободными.
Также следует помнить, что для воспроизведения любой группы звуков необходим определенный комплекс упражнений. Например, чтобы издавать шипящие и звучные звуки, необходимо научить ребенка держать язык за верхними зубами и развивать плавную струю воздуха.
Чтобы артикуляционные упражнения были интересны ребенку и вызывали положительные эмоции, а не были скучной рутиной, важно включить в нее элемент игры. Ведь игра — это основное занятие дошкольников. Использование забавных моментов позволит вам выполнять необходимые артикуляционные движения естественным и расслабленным образом.
Комплексы артикуляционных упражнений, представленные в виде анекдотов про язык, вызывают у детей интерес к органам артикуляции, развивают моторику и активируют зрительное восприятие (все упражнения выполняются перед зеркалом).
«Язык музыканта
Этот комплекс следует выполнять при воспроизведении звуков [л], [п].
Недавно Язычок был на концерте. Музыканты играли на разных инструментах, и наш язык тоже хочет играть.
1. Язык играет на барабане — кончик языка постукивает по нёбу за верхними зубами: ды-ды-ды.
2. Язык играет на губной гармошке — мы улыбаемся, наклоняемся, «засасываем» язык к небу и не меняем его положения, затем закрываем, затем открываем рот, растягивая подъязычную уздечку — мех, держим язык во всех позиция, считая от 3 до 9.
3 Струя языком по балалайке — откройте рот, положите язык на верхнюю губу и проведите его широким передним краем по верхней губе вперед-назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая ее, сначала делая медленные движения, затем ускоряйте темп и добавляйте голос, пока не услышите: bl-bl-bl.
4. Трость играет — трость молчит (губы вытяните вперед вместе с тростью, не открывайте рот; когда вы говорите «трость молчит!», Ваши губы находятся в нормальном положении (поочередно 5-6 раз ).
Вы помните, на каких музыкальных инструментах научился играть наш язык?
«Язык собирает грибы».
Этот комплекс следует выполнять при постановке звуков [ш], [п].
Осенью язык пошел в лес, взяв с собой большую корзину.
1. «Корзина» — рот открыт, широкий чашевидный язык поднимается к верхней губе, рот неподвижен — держим до счета до 5.
2. Язык как ручей в лесу (прохладная струйка воздуха «течет» через центр широкого языка, кончик которого упирается в основание нижних передних зубов, губы растянуты в улыбке). Протяни руку и почувствуй, какая холодная вода в нашем ручье.
3. Ощущение свежести языка (подуйте на широкий язык, не надувая щеки).
4. На поляне на язычке обнаружен красивый гриб (широкий язык «сосет» нёбо, имеет форму шляпки гриба, а подъязычная перепонка — его ножка).
5. Язык бегал от одного гриба к другому, говоря: «Здесь лисички, здесь подберезовики, а здесь мухоловка …».
Повторите предыдущее упражнение 6-10 раз.
6. Язык пришел домой после того, как собрал корзину, полную грибов — Повторение упражнения «Корзина.
7. «Ням-ням!». — Так шептались друзья нашего Язычка, кушая вечером пельмени с грибами (поглаживая широким языком верхнюю губу, туда-сюда).
Вы когда-нибудь собирали грибы в лесу? Думаешь, ты сможешь положить все грибы в корзину?
Другие истории о языке можно найти в книге «Логопед № 5», 2011 г.
Упражнения на артикуляцию также можно выполнять при чтении детской художественной литературы.
«Карлсон на крыше
Исполняется во время производства звука [п].
Карлсон живет высоко на крыше.
Младенец тянется кончиком языка к носу.
Он весёлый и толстый.
Улыбайтесь, надуйте щеки.
Просыпается утром, тянется. Выполняет упражнения: наклоны в стороны.
Затем она умывается.
Оближите губы по часовой стрелке и против часовой стрелки.
Делает свой дом чистым на крыше.
Имитирует чистку верхних и нижних зубов.
На завтрак кушает булочки, пьет чай с вареньем.
Делайте упражнения «Шпатель», «Чашка», «Вкусное варенье».
После завтрака Карлсон заводит двигатель.
Проверяет, крепок ли двигатель.
Выполните упражнение «Гриб».
Оттолкнитесь от края крыши и перелетите с крыши на крышу.
Произносится: д-р-р-р-р.
Остальные сказочные сюжеты можно найти в журнале «Логопед» № 5, 2012 г.
Наглядный материал также важен при выполнении артикуляционных упражнений. С упражнениями и фото можно посмотреть здесь:
Артикуляционные упражнения очень важны для формирования правильного произношения, но только в том случае, если они выполняются правильно и систематически.