Артикуляционная гимнастика

artikulyacionnaya gimnastika Блог

Гимнастика для рук и ног нам хорошо известна. Понятно, почему мы тренируем мышцы, чтобы стать проворными, сильными и подвижными. Но зачем нам тренировать наш язык, если в нем нет костей? Оказывается, язык — основная мышца органов речи. И для него, как для любого мускула, упражнения просто необходимы.

Гимнастика, направленная на развитие органов речи, называется артикуляцией. Такие упражнения помогают укрепить мышцы органов речи и подготовить почву для четкой артикуляции.

Классическое определение артикуляционных упражнений.

Артикуляционные упражнения — это комплекс специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференциацию движений органов, участвующих в речевом процессе.

Основными целями артикуляционных упражнений являются:

— отработка целостных движений и конкретных положений органов артикуляционного аппарата;

— Комбинирование простых и сложных движений для улучшения произношения звуков.

Первые упражнения на артикуляцию следует выполнять перед зеркалом. Ваш ребенок должен видеть, что делает язык. Как взрослые, мы не думаем о том, где находится наш язык в данный момент (за верхними или нижними зубами). Наша артикуляция — это автоматический навык, и ребенок должен приобретать его через зрительное восприятие и постоянные упражнения. Не расстраивайтесь, если какие-то упражнения не работают с первого раза, даже для вас. Попробуйте повторить их со своим ребенком, признаваясь: «Послушайте, я тоже не могу, давайте попробуем вместе». Будьте терпеливы, нежны и спокойны, и у вас все получится.

Вот основные правила выполнения артикуляционных упражнений:

1. Упражнения на артикуляцию следует выполнять ежедневно, чтобы укрепить навыки детей. Лучше делать упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Детям нельзя предлагать одновременно более 2-3 упражнений.

2. Каждое упражнение следует выполнять 5-7 раз.

3. Статические упражнения выполняются в течение 10-15 секунд (удерживая артикуляционную позу в одном положении).

4. При подборе упражнений для артикуляционных упражнений следует соблюдать определенную последовательность, переходя от простых упражнений к более сложным. Лучше сделать это эмоционально, в игровой форме.

5. Из двух-трех упражнений, которые необходимо выполнить, только одно может быть новым, второе и третье даны на доработку и закрепление. Если ребенок недостаточно хорошо выполняет какие-то упражнения, не обязательно вводить новые, лучше работать на старом материале. Можно изобрести новые игровые приемы, чтобы сделать их сильнее.

6. Артикуляционные упражнения следует выполнять в сидячем положении, так как в этом положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в расслабленном положении.

7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое собственное лицо, чтобы он мог контролировать правильность выполняемого упражнения. Поэтому во время упражнений на артикуляцию ребенок и взрослый должны стоять перед настенным зеркалом. Ребенок также может использовать небольшое зеркало (примерно 9 x 12 см), но тогда взрослый должен смотреть на ребенка.

Следите за тем, чтобы при выполнении артикуляционных упражнений нагрузка была направлена ​​только на необходимые для работы мышцы. Обратите особое внимание на то, чтобы мышцы шейно-плечевого отдела оставались свободными.

Также следует помнить, что для воспроизведения любой группы звуков необходим определенный комплекс упражнений. Например, чтобы издавать шипящие и звучные звуки, необходимо научить ребенка держать язык за верхними зубами и развивать плавную струю воздуха.

Чтобы артикуляционные упражнения были интересны ребенку и вызывали положительные эмоции, а не были скучной рутиной, важно включить в нее элемент игры. Ведь игра — это основное занятие дошкольников. Использование забавных моментов позволит вам выполнять необходимые артикуляционные движения естественным и расслабленным образом.

Комплексы артикуляционных упражнений, представленные в виде анекдотов про язык, вызывают у детей интерес к органам артикуляции, развивают моторику и активируют зрительное восприятие (все упражнения выполняются перед зеркалом).

«Язык музыканта

Этот комплекс следует выполнять при воспроизведении звуков [л], [п].

Недавно Язычок был на концерте. Музыканты играли на разных инструментах, и наш язык тоже хочет играть.

1. Язык играет на барабане — кончик языка постукивает по нёбу за верхними зубами: ды-ды-ды.

2. Язык играет на губной гармошке — мы улыбаемся, наклоняемся, «засасываем» язык к небу и не меняем его положения, затем закрываем, затем открываем рот, растягивая подъязычную уздечку — мех, держим язык во всех позиция, считая от 3 до 9.

3 Струя языком по балалайке — откройте рот, положите язык на верхнюю губу и проведите его широким передним краем по верхней губе вперед-назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая ее, сначала делая медленные движения, затем ускоряйте темп и добавляйте голос, пока не услышите: bl-bl-bl.

4. Трость играет — трость молчит (губы вытяните вперед вместе с тростью, не открывайте рот; когда вы говорите «трость молчит!», Ваши губы находятся в нормальном положении (поочередно 5-6 раз ).

Вы помните, на каких музыкальных инструментах научился играть наш язык?

«Язык собирает грибы».

Этот комплекс следует выполнять при постановке звуков [ш], [п].

Осенью язык пошел в лес, взяв с собой большую корзину.

1. «Корзина» — рот открыт, широкий чашевидный язык поднимается к верхней губе, рот неподвижен — держим до счета до 5.

2. Язык как ручей в лесу (прохладная струйка воздуха «течет» через центр широкого языка, кончик которого упирается в основание нижних передних зубов, губы растянуты в улыбке). Протяни руку и почувствуй, какая холодная вода в нашем ручье.

3. Ощущение свежести языка (подуйте на широкий язык, не надувая щеки).

4. На поляне на язычке обнаружен красивый гриб (широкий язык «сосет» нёбо, имеет форму шляпки гриба, а подъязычная перепонка — его ножка).

5. Язык бегал от одного гриба к другому, говоря: «Здесь лисички, здесь подберезовики, а здесь мухоловка …».

Повторите предыдущее упражнение 6-10 раз.

6. Язык пришел домой после того, как собрал корзину, полную грибов — Повторение упражнения «Корзина.

7. «Ням-ням!». — Так шептались друзья нашего Язычка, кушая вечером пельмени с грибами (поглаживая широким языком верхнюю губу, туда-сюда).

Вы когда-нибудь собирали грибы в лесу? Думаешь, ты сможешь положить все грибы в корзину?

Другие истории о языке можно найти в книге «Логопед № 5», 2011 г.

Упражнения на артикуляцию также можно выполнять при чтении детской художественной литературы.

«Карлсон на крыше

Исполняется во время производства звука [п].

Карлсон живет высоко на крыше.

Младенец тянется кончиком языка к носу.

Он весёлый и толстый.

Улыбайтесь, надуйте щеки.

Просыпается утром, тянется. Выполняет упражнения: наклоны в стороны.

Затем она умывается.

Оближите губы по часовой стрелке и против часовой стрелки.

Делает свой дом чистым на крыше.

Имитирует чистку верхних и нижних зубов.

На завтрак кушает булочки, пьет чай с вареньем.

Делайте упражнения «Шпатель», «Чашка», «Вкусное варенье».

После завтрака Карлсон заводит двигатель.

Проверяет, крепок ли двигатель.

Выполните упражнение «Гриб».

Оттолкнитесь от края крыши и перелетите с крыши на крышу.

Произносится: д-р-р-р-р.

Остальные сказочные сюжеты можно найти в журнале «Логопед» № 5, 2012 г.

Наглядный материал также важен при выполнении артикуляционных упражнений. С упражнениями и фото можно посмотреть здесь:

Артикуляционные упражнения очень важны для формирования правильного произношения, но только в том случае, если они выполняются правильно и систематически.

Каталог сайтов Всего.ру
Оцените статью
МБОУ ДО ППМС центр Шанс
Добавить комментарий