Уважение к старшим, уважение к возрасту и знаниям, эмоциональная близость и доверие — это плоды родительского авторитета. Фундаменты закладываются практически с люльки. Хотите знать, что делать, чтобы всегда быть «авторитетом» для своего ребенка?
Алена Казанцева
Алексей Мишин
Первые «авторитеты» в жизни вашего ребенка — это его родители. Вначале их авторитет безусловен и абсолютен: мама и папа — единственные объекты любви и подражания. Но ближе к трем годам ситуация меняется. Ребенок овладел базовыми навыками самообслуживания, познакомился с другими родственниками (бабушками и дедушками, тетями и дядями) и просто с незнакомцами, увидел разные модели поведения и взаимоотношений, научился выражать свое мнение. Теперь постулат «мы ваши родители, поэтому вы должны …» не работает, как раньше. Пора приложить усилия и доказать своему ребенку, что вы достойны быть его авторитетом. Но как добиться родительской ответственности?
Когда ребенок маленький, родители — неоспоримый авторитет. Позже в жизни ребенка появляются друзья, воспитатели и учителя. Родителей стало больше, и родительский авторитет может измениться в любом возрасте.
Уважение или боязнь?
Родительский авторитет как данность или талант не рождается — он сознательно формируется в семье при воспитании ребенка. Это утомительная работа. Поэтому, прежде чем говорить о власти, необходимо определиться с целью и предполагаемыми результатами ее воздействия. Чтобы ребенку было хорошо и «комфортно»? Или что он получит максимальное развитие своих способностей, правильное умственное и личностное образование?
«Был замечательный ребенок, а потом вдруг приемный ребенок, он вообще не слушает» — частая жалоба разочарованных родителей, обращающихся за помощью к детскому психологу. Как правило, поведенческие проблемы особенно заметны в так называемых «кризисные» периоды — 1,5 года, 3 года, 7 лет … Но всегда ли послушный ребенок «правильный»?
Конечно, легче добиться от ребенка послушания, чем авторитета. Только это не то! В чем разница? Признание авторитета добровольно, добровольно и основано на уважении. С другой стороны, послушание — это наиболее часто принудительный образец поведения. Например, ребенок может слушаться родителей, чтобы избежать наказания. Поэтому послушный и беспроблемный ученик, который никогда не ошибается, получает хорошие оценки, читает книги и играет в шахматы по вечерам, не обязательно является счастливым и довольным подростком. Может просто нет выбора. А послушные дети, воспитанные под ложным авторитетом, часто вырастают непослушными подростками.
«Место» няни, воспитателя, учителя в списке авторитетов, помимо личного восприятия ребенка, во многом определяется самым авторитетным мнением — мнением родителей.
Истинный и ложный авторитет
Искушение любой ценой завоевать авторитет детей велико. Так называемый ложный (неконструктивный) авторитет достигается не за счет взаимного уважения и тесного эмоционального контакта, а за счет различных манипуляций.
Виды ложного авторитета
Репрессивная власть основана на страхе и подавлении всякой инициативы. Это почти тотальный авторитаризм (или «военная власть»). Представим, что в семье есть дедушка, которого все безоговорочно боятся и подчиняются — как солдаты генерала. В случае любого проявления непослушания или ненадлежащего поведения «генерал» раздражается и угрожает репрессиями — психологическими или физическими.
Авторитет доброты — мама и папа играют роль «добрых ангелов». Часто они являются родителями умершего младенца или ребенка, который «сильно пострадал», часто болеет и т. д. Этот тип воспитания часто вызывает трудности у ребенка в формировании внутренних границ и определении представлений о добре и зле. в широком смысле слова. Этот тип власти ведет к передаче руководства в семье ребенку. Крайняя форма такого авторитета — вседозволенность (если папа что-то запрещает, а мама позволяет, ее авторитет резко возрастает). Это не ведет ни к чему хорошему: если в семье смешанный стиль власти (например, мать пользуется авторитетом доброты, а отец использует авторитет подавления), ребенок постоянно находится в ситуации нестабильных ценностей.
Дистанционный авторитет — он может быть реальным или психологическим. Например, Васю тянет к отцу, потому что отец живет отдельно или все время ездит в поездки, а у Маши больше авторитета с мамой, потому что ее мама считает, что с ребенком нужно держать дистанцию, чтобы не испортить его. . Ребенок испытывает острое чувство изолированности, которое в будущем несет с собой проблемы с общением.
Авторитет педантизма обеспечивается постоянным родительским контролем и покровительством. Здесь действует принцип безоговорочного послушания. «Почему так?» — «Бо!» Педантический авторитет отличается от авторитарного только тем, что осуществляется через иррациональное подавление воли ребенка (мягкое навязывание, морализаторство, отнятие инициативы выбора). При таком воспитании дети обычно вырастают «самосознательными», вынужденными делать вид, что все, что говорят их родители, правильно.
Авторитет «взяточничество» — родители «торгуются» и заслуживают послушание ребенка. Часто такой подход к отцовству является «слабостью» людей, имевших в прошлом материальные ограничения. Они считают, что ребенок не должен знать отказа, и они отдадут ему все, чего у них не было. Такой подход создает потребительский стиль поведения у ребенка, которому не хватает дисциплины желаний и, следовательно, у него отсутствует мотивация: тот, кто купил / пожертвовал больше всего (и больше), тот, у кого есть власть.