ВОЗРАСТНЫЕ КРИЗИСЫ РАЗВИТИЯ: КРИЗИС 3-Х ЛЕТ
В конце третьего года жизни ребенок обнаруживает себя отдельным человеком, источником различных желаний и действий, обособленным от других людей. Ребенок начинает понимать, что у него есть воля, которую он может использовать. У него развивается готовность выражать свою волю: он стремится к автономии, противопоставляет свои желания желаниям взрослых. Он чувствует себя способным изменить мир объектов и межличностных отношений, он чувствует себя способным контролировать свои действия и свое воображение. Чувствуя себя сильным и все более независимым, ребенок начинает более прямо восставать против ограничений и пытается сформировать собственное мнение по любой теме.
К трем годам осознание «Я есть» развивается. Период от двух с половиной до трех с половиной лет иногда называют «фазой негатива» или «первой взрослой жизнью».
В этот период развитие ребенка идет к все большей и большей самостоятельности. На втором году жизни ребенок учится ходить в вертикальном положении, а на третьем — бегать. По истечении этого срока он может позаботиться о себе — умыться, одеться и поесть. К концу раннего детства поведение ребенка становится все более независимым от взрослых. У ребенка активно развивается познавательная деятельность, формируются зрительные формы мышления, целенаправленное восприятие, появляется способность фантазировать. В этот период ребенок много разговаривает и охотно общается с родственниками, другими взрослыми и сверстниками. Детям нравится слушать чужие высказывания, сказки и сказки, а к 3 годам они понимают все, что говорят взрослые. В то же время у ребенка развивается сильный интерес к другим детям, и в то же время его концентрация на членах семьи снижается.
Наиболее ярким явлением, замеченным родителями в этот период развития, является появление местоимения «Я» и таких высказываний, как «Я есть сам». Появление этого явления свидетельствует о том, что ребенок переходит на новый этап своего развития. Ребенок стремится делать все самостоятельно, и каждый результат действия становится подтверждением его «я». Ребенок начинает с особым предубеждением воспринимать оценки, добиваться и требовать признания от взрослых своих достижений, гордиться своими достижениями. При этом ребенок отделяется от взрослых, снижается его согласованность с жизнью и деятельностью взрослых, возрастает его желание выполнять предметную деятельность самостоятельно (а не в команде). Таким образом, причины кризиса развития в 3-летнем возрасте лежат в сфере взаимоотношений ребенка и взрослого. Негативные проявления поведения, возникающие в этот момент жизни, свидетельствуют о том, что во внутреннем мире ребенка произошли существенные изменения, а сложившиеся отношения со взрослыми в совместной жизненной деятельности противоречат новому уровню развития ребенка. Наиболее остро этот кризис проявляется, когда взрослые ограничивают самостоятельность ребенка.
Трехлетний кризис очень хорошо изучен и подробно описан в российской психологии. Л.С. Выготский описывает симптомы этого кризиса.
Первый симптом — это негатив, при котором все поведение ребенка противоречит тому, что предлагают взрослые. В этом случае ребенок не хочет делать что-либо только потому, что это было предложено взрослым, т.е. это реакция не на содержание действия, а на внушение взрослых.
Второй симптом — упрямство. Об упорстве ребенка свидетельствует тот факт, что он настаивает на том, чтобы что-то делать не потому, что очень этого хочет, а потому, что он сам просил об этом. Мотив для упрямства — собственное решение ребенка — он так сказал, он этого хочет.
Третий симптом кризиса — это упрямство ребенка. Настойчивость направлена против образовательных норм ребенка, пока что против образа жизни. Четвертый симптом этого кризиса — своенравие, своенравие собственной воли ребенка настаивать на своем желании.
Четвертый симптом этого кризиса — своенравие, своенравие. Он заключается в склонности ребенка к самостоятельности: ребенок хочет все делать сам. Он не терпит заботы взрослого и отказывается ему помогать.
Пятый симптом — буря протеста; все в поведении ребенка начинает протестовать. Поведение ребенка приобретает черты протеста, как будто он находится в состоянии войны с окружающей средой, в постоянном конфликте с ней.
Шестой симптом кризиса — девальвация. Ребенок подчеркивает ненужность игрушек взрослым и сверстникам, обесценивает их. В словарном запасе ребенка впервые появляется вульгарная лексика.
В-седьмых, трехлетний кризис амбивалентен: в семье с единственным ребенком обычна детская склонность к деспотизму — взрослые должны делать то, что ребенок хочет. В многодетной семье чаще встречается ревность по отношению к младшим или старшим братьям и сестрам.
Все эти симптомы являются основными элементами так называемого семизвездочный кризис трехлетнего возраста. Вторичные симптомы включают острую потребность в осуждении со стороны взрослых, фантазии о личных интересах, избегание наказания с помощью вымысла, острые неудачи в действиях, хитрость и обман.
Следует отметить, что взрослые испытывают значительные трудности в общении с детьми этого возраста. Многие формы протестного поведения детей для них неожиданны и немотивированы.
Психологи сходятся во мнении, что кризис трехлетнего возраста наиболее остро проявляется при неблагоприятных условиях воспитания ребенка. При этом замечено, что негатив и упрямство носят избирательный характер, т.е. они проявляются по отношению к некоторым взрослым (чаще всего к близким друзьям), а не по отношению к их сверстникам.
Центральным моментом реакции взрослых на трехлетний кризис является реализация преднамеренной программы преднамеренной изоляции. Программа включает такие формы взрослого поведения, как: игнорирование ревности ребенка (они разные), подчеркивание права родителей на принадлежность друг к другу, право на свою жизнь отдельно от ребенка; подчеркивание ошибочности действий ребенка «Ты еще маленький!», «Не прав, ты этого не знаешь!»; не вмешиваться в разговор взрослых, блокировать агрессию по отношению к другому. Ограничения и запреты должны показывать ребенку объем и сложность взрослой жизни.
Ролевая игра — это форма преодоления кризиса, связанного с переходом от младшего школьного возраста к дошкольному, заложенная и закрепившаяся в культуре. Ребенок испытывает потребность подражать всем сложным формам деятельности взрослых, их взаимоотношениям с другими людьми, то есть всему образу жизни взрослых детей. Однако он не может выполнить свое желание. Это возможно только через игру. Именно в игре ребенок воссоздает различные ситуации из жизни взрослых, играет роль взрослого и творчески реализует свое поведение и действия. Игра дает ребенку возможность исполнить желание, которое он еще не может осуществить наяву.
В заключение следует подчеркнуть следующее. Возрастные кризисы — это нормально; они встроены в общую систему развития ребенка и представляют собой своего рода поворотный момент и переход к новой, более высокой ступени развития. Течение кризиса индивидуально и во многом зависит от воспитания ребенка. Общим для всех кризисов в раннем детстве является то, что каждый ребенок «становится относительно трудным для обучения по сравнению с ним в следующем стабильном возрасте» и снижает темпы развития по сравнению с темпами стабильного развития. Выход из кризиса полностью зависит от способности взрослых изменять качество общения и взаимодействия с ребенком в соответствии с его новыми возможностями и потребностями, т.к. любой возрастной кризис — это прежде всего кризис в отношениях.