Неужели спокойный и послушный ребенок огрызался, задерживался после школы, хранил от вас секреты? А может, она хочет сделать татуировку и бросить школу? Возможно, у него появились новые друзья, влияние которых на него может быть не очень положительным. Вместе с детским психологом Анной Федорчук 103, чтобы придумать, что делать, когда ребенок попадает не в ту компанию.
— Какие изменения в поведении ребенка могут сказать родителям, что что-то не так и на ребенка влияет сомнительная компания?
— Любые контрастные изменения — повод если не для беспокойства, то хотя бы для большего внимания к ребенку, для проявления открытости и готовности говорить. Ребенок не может скрыть о себе все. Так или иначе, это дает понять, что в жизни есть проблемы и перемены. А когда родители внимательно относятся к ребенку, настороженно относятся к нему — они ловят, когда что-то идет не так. Особенно важно быть чутким к подросткам.
— По каким причинам хороший ребенок может быть заинтересован в «плохой компании»?
— Отношения с подозрительными компаниями чаще возникают в подростковом возрасте, потому что в этот период становится важным мнение сверстников и принадлежность к группе. Группа является полезным местом для подростков, поскольку позволяет им учиться поведенческому поведению у сверстников, которые им нравятся, и повышать их самооценку. Здесь дети проходят все этапы: от присоединения к группе до лидера, они учатся отстаивать свое мнение, защищать более слабое. Все это важно пройти, чтобы научиться чувствовать себя гармонично в обществе, налаживать контакты. К сожалению, группы не всегда социально приемлемы.
Острый вопрос: «Почему дети из обеспеченных семей попадают в компанию« трудных »подростков? Давайте выясним: кого дети ищут в друзьях? Все очень просто: подростки выбирают похожую компанию, где их дети имеют схожее воспитание, хобби и интересы.Компании и группы формируются одинаково, чтобы присоединиться к группе, вы должны быть похожи на других участников: это может быть использование специального жаргона или ношение одежды, татуировок, например подросток, который хочет стать членом группы малолетних правонарушителей, вынужден воровать.
— Хочу отметить, что образцовый подросток, имеющий родительскую поддержку и эмоциональный контакт, чувствующий заботу и любовь со стороны родителей, заинтересован в формировании группы близких ему детей. Детям хорошо заниматься клубами и хобби.
Если наряду с некачественным семейным общением и отсутствием увлечений дети заполняют пустоту внешним миром.
Решение ребенка о том, что ему подходит именно эта, выбранная компания, в которой он пьет пиво, курит и ругается, является сигналом о том, что семейные отношения разорваны, ценности разрушены, а новые не найдены. Что-то пошло не так, и вам нужно искать проблему, выстраивая доверительные семейные отношения, качественное общение, вместе ища хобби, объясняя, как устроен мир, что такое добро, а что зло.
— Правда ли, что дети с излишне строгими, авторитарными родителями чаще попадают в плохую компанию? Какие семьи с большей вероятностью окажутся в плохой компании?
— Отношения с родителями влияют на то, как подростки строят отношения со своими сверстниками. Дети, у которых есть доверительные отношения со своими родителями, уверены в себе и меньше нуждаются в адаптации к требованиям своих сверстников. Поэтому, когда им приходится принимать решения, они руководствуются в первую очередь мнением родителей. Дети как от авторитарного, так и от вседозволенного стиля воспитания (отсутствие всякого контроля, безразличие, снисходительность) могут оказаться в «плохой компании». Часто в эти группы входят дети с низкой самооценкой или патологическим нарциссизмом, родители которых не очень интересуются ими.
— Насколько подростки уязвимы перед чужим влиянием?
— Чем ниже самооценка ребенка, тем он уязвимее. Проблема самооценки стоит очень остро в подростковом возрасте. Это связано как с физиологической, так и с гормональной перестройкой организма и смещением центра тяжести властей (с родителей на сверстников). Родителям подростков важно понимать это, а также тот факт, что их отношения с ребенком влияют на их самооценку.
Например, строгие, но последовательные родители, которые заботятся о своих детях и интересуются ими, с большей вероятностью будут иметь высокую самооценку. Подростки с низкой самооценкой уязвимы, тревожны и, как следствие, более подвержены влиянию окружающих. Им сложно постоять за себя, отстоять свои убеждения или взгляды. Их можно легко внушить, манипулировать или манипулировать идеями любого рода.
— Что делать родителям в такой ситуации? Стоит ли объяснять их детям, что такая «дружба» не закончится хорошо? Должны ли мы сменить школу, район?
— Обязательно нужно поговорить с ребенком, установить контакт и переформулировать его ценности. Но разговор должен строиться на доверии, а не быть авторитарным (типа: «Я не хочу больше видеть тебя в этой компании!»). Разговаривать с детьми нужно через «сообщения мне». Это золотое правило воспитания детей. Не «как ты мог это сделать?», А «я боюсь, что ты уезжаешь поздно» или «я волнуюсь, что совсем не знаю твоих друзей». Честно поделитесь своими чувствами с ребенком.
Важно быть внимательным, понимающим собеседником, чтобы понимать, что движет вашим ребенком и какова его мотивация. Он хочет быть как все или им движет страх? А может, это поиск ярких эмоций, прилив адреналина или просто интерес, например, попробовать алкоголь? Спросите, чего он хочет, комфортно ли ему в группе, нравится ли ему там, хотел бы он иметь других друзей.
Помогите своему ребенку найти здоровую альтернативу проведению времени в «плохой компании»: тренажерный зал, курсы, тренировки для подростков, кружки. Это позволит ему войти в другой круг общения, где он сможет увидеть разницу в ценности между новыми и старыми друзьями.
Если ребенок попадает в плохую компанию, это часто означает, что он не смог найти хорошую компанию. Помогите ему / ей в этом.
Как только вы поймете причины, по которым ваш ребенок ассоциируется с «плохой компанией», вы сможете найти общее решение проблемы. Если вы не знаете мотивов своего ребенка, если вы не общаетесь с ним, если вы просто переезжаете в другую школу или район — изменение маловероятно.
— Как научить детей говорить «нет» сверстникам?
— Подростки зависят от мнения сверстников, опасаются, что станут объектом издевательств и издевательств, если перестанут общаться, например, с детьми из плохой компании. А чтобы сказать «нет» или «мне не интересно», нужны смелость и уверенность, поддержка и ободрение. Приведу пример из собственной практики. Ко мне пришел 12-летний мальчик и попросил научиться говорить «нет» своим сверстникам: «Я хочу сказать« нет », и у меня даже есть это слово в голове, но мой рот говорит« да »». Мы разбирали жизненные ситуации и воссоздали их вместе с ним. После нескольких встреч родители поделились изменениями, происходящими в ребенке: он стал более уверенным в себе, и в его домашнем общении появилось слово «нет».
В этой истории подросток нашел безопасное место (родители), чтобы испытать сопротивление, отторжение, научиться говорить «нет». Чуть позже он перенесет полученный опыт в свое окружение, в свои отношения с людьми.
Чтобы научить ребенка говорить «нет», вам нужно дать ему возможность сказать то, что ему не нравится, говорить от первого лица и, что немаловажно, обосновать свой отказ.
Это поможет ему понять себя, сделает его более сильным и зрелым, а также психологически более устойчивым к влияниям своего окружения.