Девять месяцев — это возраст, когда прогресс в развитии ребенка можно отмечать почти каждый день. Речь идет не только о физическом развитии, но также о психологическом, социальном и эмоциональном развитии.
Что происходит в этом возрасте?
Возможно, самое важное, что может сделать ребенок в возрасте девяти месяцев (иногда немного раньше или немного позже), — это узнать свое имя. Он больше не реагирует на интонацию, а на комбинацию звуков, которую начинает отождествлять с собой: вы зовете, он отвечает. При этом ребенок по-прежнему боится одиночества и не переносит его — им важно знать, что мама или папа где-то рядом.
Что должен уметь ребенок?
Итак, что должен уметь 9-месячный ребенок? По сравнению с вашим более ранним возрастом наиболее важные вещи, на которые следует обратить внимание, это:
- возможность сидеть без дополнительной поддержки;
- пытается встать;
- новый способ подбирать предметы большим и указательным пальцами;
- попытки имитировать действия взрослых.
Ребенок принимает более сложные решения, чем раньше: ставит цель и держит ее в уме, пробует трюки, играет с интонацией голоса.
Физические навыки
Среди всего того, что ребенок должен уметь делать в девятимесячном возрасте, особенно заметны будут физические навыки. Если раньше ребенку приходилось опираться на стул, диван или другую мебель, чтобы сесть и не упасть, то теперь он использует одну руку, чтобы поддерживать себя. Другой рукой младенец пытается дотянуться до игрушки или другого предмета.
Малыш уже активно ползет, пока не ползет, а всем телом. До десятилетнего возраста многие дети остаются на ногах — им еще предстоит пройти долгий путь, прежде чем их положение станет стабильным и они смогут сделать свои первые шаги. Вы можете поощрять ребенка делать эти попытки, держать его за руку, следить за тем, чтобы он упал на мягкий коврик и не поранился (падения при попытке встать неизбежны).
Наконец, ребенок учится по-новому подбирать предметы. Это достигается за счет соединения большого и указательного пальцев в так называемую клещевую хватку. Это позволяет вам захватывать и удерживать небольшие предметы намного крепче, чем раньше, когда это была ладонь. Еще неуклюже и не без помощи взрослых ребенок учится пить из чашки.
Рост и вес
Средний рост ребенка в этом возрасте составляет от 70 до 73 сантиметров, а его вес колеблется от 9,2 до 9,9 килограмма, хотя могут быть небольшие отклонения от стандартных значений. Окружность головы в среднем составляет от 45 до 46 сантиметров, а окружность груди — от 44 до 45.
Режим питания
Ребенка этого возраста нужно кормить четыре-пять раз в день, примерно каждые четыре часа.
Распорядок дня
Ночной сон в этом возрасте составляет 10-11 часов. Лучше всего, чтобы ваш ребенок спал два раза в день, примерно по два-два с половиной часа каждый. У вашего ребенка уже будут свои предпочтения в отношении распорядка дня, но его следует приучать к регулярности и стабильности.
Эмоциональное развитие
Активное развитие 9-месячного ребенка приводит его к новым открытиям: он учится открывать, наполнять и опорожнять емкости, а также тому, что препятствие может быть прозрачным (стекло аквариума или оконное стекло). С другой стороны, скрытые источники звука по-прежнему вызывают недоумение: ребенок может долго трясти игрушку, издающую звук, пытаясь «вытрясти» источник шума.
Ребенок развивает голос как «музыкальный инструмент» и начинает играть интонационно и громко, хотя слов пока нет — только невнятное лепетание и часто повторяющиеся слоги. Ребенок не только узнает настроение мамы или папы по тону его голоса, но и использует собственную интонацию для передачи эмоций: желания играть, радости, печали, боли, беспокойства. Однако эмоции пока не превращаются в четкие приоритеты. Например, если ваш ребенок слышит вопрос «Где?», Он или она может найти некоторые из своих любимых игрушек и поставить их перед собой.
Социальное развитие
Ребенок наблюдает за родителями и другими взрослыми и пытается имитировать действия. Он может по-разному реагировать на гостей: одних приветствует с радостью и добротой, других избегает, пугает или смущает их. Ребенка уже следует рассматривать как полноценного участника вечеринки, поговорить с ним и предупредить, что кто-то идет.
В этом возрасте многие дети уже учатся жульничать, что является большим достижением. Это все еще очень наивно и неверно, но они пытаются сделать вид, что плохо себя чувствуют, например, если им приходится отвернуться от веселья и пойти поплавать. Не ругайте ребенка за эти попытки — играйте с ним обманом, но не слишком строго.
Игры и игрушки
Одна из любимых игр ребенка, который уже научился перемещаться по окружающему миру, — это прятки. Это все еще упрощенная версия игры в прятки: на самом деле просто мама или папа делают вид, что прячутся. Но ребенок охотно «находит» их за диваном или за дверцей шкафа.
В качестве игрушек отлично подходят погремушки и другие предметы, которые могут издавать разные звуки. Кроме того, игрушки с наполнителем, который может менять форму (может быть раздавлен), скрипящие молотки, прозрачные игрушки с наполнителем и игрушки на липучке развивают мелкую моторику.
Развитию последовательного мышления помогают пирамиды, в которых нужно расположить кольца в определенном порядке. Это комплексное развитие: визуальный анализ, моторика, умение планировать и добиваться результатов — это намеренно. Наконец, вы можете играть со своим ребенком, используя красочные книжки с картинками — это должны быть мягкие книжки или книги с более толстыми картонными страницами, чтобы ребенок не порезал и не порвал книгу неловким движением.
На что обратить внимание
Ребенок уже может видеть и различать других людей! Не думайте, что вы можете просто общаться с другими взрослыми, потому что ваш ребенок «все равно ничего не понимает» — они уже понимают, и делают это очень хорошо. Обратите внимание на то, как он реагирует на гостей. Если вы видите, что реакция является осторожной или испуганной, познакомьте ребенка с новым человеком, расскажите ему об этом и объясните, что бояться нечего.
Игрушки в этом возрасте должны быть обучающими. В этом возрасте пора переходить от «неизменных» к интерактивным игрушкам: трансформируемым, складывающимся, меняющим цвет или издающим звуки. Ваш ребенок может брать и бросать игрушки — не запрещайте ему это делать! Таким образом он тренирует свои пальцы и руки, а также учится соотносить то, что он хочет, с результатом.
Возможные проблемы в этом возрасте
Что касается того, что ваш ребенок может делать в 9 месяцев, убедитесь, что он в безопасности и здоров:
- Теперь ребенок может хватать и удерживать мелкие предметы. Убедитесь, что он ничего не засовывает в нос или рот.
- Попытки ползти, сесть или встать могут привести к падению. Не бойтесь этого, но следите за тем, чтобы пол и мебель были мягкими, а вокруг не было острых углов или вредных предметов.
- Убедитесь, что ваш ребенок не находится рядом с лестницей, открытыми окнами или работающей техникой. Ему все интересно, и он постарается добраться до неизведанного уголка мира и познакомиться с ним.
Прежде всего убедитесь, что нет мешающих шумов от телевизора, пылесоса или агрессивных животных. Стресс, который вы переживаете, может пройти долгое время.