Что понимать под «новыми знаниями»?

chto ponimat pod novymi znaniyami Блог

Познавательная книга для детей: как рассказать ребенку об устройстве мира

Detailed_picture
© Colta.ru

Сегодняшнее чтение детских книг — это все, что связано с исследованиями. Но почему современные дети? Слишком часто я слышу, что современные дети слишком прагматично относятся к чтению книг. На вопрос о пользе книг наиболее частым ответом является то, что они читают, чтобы много узнать, хорошо учиться в школе и развить свой язык. Нам, взрослым, такой подход больно.

С другой стороны, организаторы опросов читателей говорят, что родители предпочитают покупать ребенку энциклопедию — только это может их по-настоящему вдохновить. А книга стихов, сказок — все это не в счет.

Я не собираюсь спорить. Мои дети, дети моих друзей, мои ученики тоже читают, чтобы узнать что-то новое. И это совершенно естественно. У них теперь такая миссия в жизни — узнать как можно больше новых знаний. Только то, что под «новыми знаниями» можно понимать не только энциклопедию динозавров. Но также и детские рассказы, в которых вы можете узнать, что испытывает человек, когда он что-то чувствует впервые. А также стихи, потому что они позволяют «познать» возможности языка. А также сказки, сказки, сказки. И фантазия. Потому что это идеальные формы, чтобы рассказать вашему ребенку, как устроен мир, в увлекательной игровой форме. Все, что «узнает» этот ребенок. Встречается впервые.

Тем не менее, хотелось бы внести ясность в вопрос информационной литературы для детей. У нас слишком много или катастрофически мало? Многие из них переведены — и это хорошо? А может, это плохо и надо развивать русскую литературу? Может быть, у нас достаточно родных книг в этой области, но мало кто о них знает?

По-своему я начал задавать вопросы тем, кому доверяю.

Евгения Кац, человек, который, на мой взгляд, очень правильно подходит к познавательной деятельности детей.

Илья Колмановский, журналист, редактор, ученый, гид, школьный учитель, популяризатор науки во всех ее проявлениях, автор научно-познавательного подкаста «Карманный ученый», в котором Илья простым языком объясняет детям самые непонятные вещи.

— Детям очень важно, чтобы чтение было не только интересным, но и полезным и познавательным. Но взрослые часто находят такое чтение странным: они противопоставляют его чтению художественной литературы. Почему ты так думаешь?

Евгения Кац: Мне кажется, взрослые часто ассоциируют новостные книги с чем-то скучным, написанным более сухим и формальным языком. Родители читают с детьми художественную литературу, обсуждают, делятся эмоциями, затем приводят примеры — из книг и из жизни. С научными книгами часто обращаются как с учебниками. Хотя учебные книги могут быть эмоционально насыщенными и довольно забавными.

В удивительно веселой, авантюрной книге о Карике и Вале (Ян Ларри, «Удивительные приключения Карика и Вали») вы можете узнать много реальных научных фактов о жизни насекомых и растений. В книге Ольги Кувыкиной «Списки насекомых» много интересного, но книга отнюдь не скучная.

Илья Колмановский: Я думаю, что это с точностью до наоборот. Дети читают то, что интересно и увлекательно, а взрослые заботятся о пользе этого. Другое дело, что детей могут не интересовать переживания марсианина, 40-летнего дворянина, жившего в другой стране 200 лет назад (конечно, мы должны иметь возможность их заинтересовать — а как это отдельный вопрос, см., например, мнение Пеннака по этому поводу. Напротив, им может быть интереснее узнать, на что похожа жизнь на борту МКС, но МКС не похожа на Гарри Поттера. фантастика », но« зануд против увлекательного ».

— В настоящее время существует много интересных информационных и научно-популярных книг. Однако чаще всего это переводы. Как вы думаете, что беспокоит или не хватает потенциальных российских авторов таких книг?

Женя: В русской традиции часто бывает, что научные статьи пишутся сухим, трудным для чтения языком. А в западной традиции даже сложные научные достижения переводят на пальцы, чтобы пятиклассник разобрался, а если ученый может объяснить детям, чем он занимается, то это считается вершиной профессионализма.

А у нас, наоборот, популяризаторов науки мало: это направление считается ненужным или непрестижным. Не серьезно.

А те, кто может интересно и понятно рассказать о своей теме, очень заняты: они читают лекции и обучают студентов, поэтому книги не пишут.

Илья: Чтобы сделать хороший справочник, нужно следующее. 1. Выберите тему для конкретной аудитории (например, для детей 12 лет). Интересно, не топтали. 2. Делайте это правильно: разговаривайте лично с учеными и другими источниками, сидите в архивах и библиотеках; все проверить, посмотреть на все свежим и восхищенным взглядом, как будто в первый раз. Читать на языках, не ограничиваясь русскоязычным пространством, провинциально. 3. Сделайте его интересным, оставив читателя живым до конца главы. Рассказывайте истории, которые вы можете рассказать своим друзьям.

— Женя, вы автор нескольких книг для детей и родителей, и я думаю, что все они посвящены познавательной деятельности детей. Как продвигаются эти книги (кто их читатели)?

Женя: Мои книжки очень разные: «Невероятная математика», книжка с картинками об игре с детьми «Сашка, Сашка, что у тебя в кармане?». — для малышей, книги для мам и их дошкольников, ориентированные на развитие игры и обучения.

«Математика в твоих руках» предназначена для школьников и родителей, и ее цель — поощрение нестандартного мышления и игры с мышлением.

Детей могут не интересовать переживания марсианина, 40-летнего дворянина, жившего 200 лет назад в другой стране.

Книги для мам — Игры для начинающих мам, Placek z mathatyk — копилка интересных идей для совместных занятий, которые понравятся и детям, и родителям. Это могут быть познавательные игры, совместное творчество, совместные игры или просто игры для процесса. Книги продаются очень хорошо: каждая из них уже переиздана в третий раз.

Книги вышли совсем недавно, поэтому сложно судить, как у них дела. Но их публикация далась нелегко. Даже самые активные наши издатели не верили, что эти книги будут хорошо продаваться. Этому способствовало отсутствие традиции издания и чтения такой литературы для детей и родителей.

— Илья, вы редактор нескольких учебных книг. И вы их продвигаете. Из чего он состоит? Есть ли какая-то специфика в продвижении таких книг?

Илья: Надо сказать, что все научно-популярные книги, вышедшие в RZ, раскупались сами по себе (Хокинг, Тайны анатомии, Томек). Но мы все равно их не просто продаем — ведь мы не только издательство, но и культурный проект. Публикация книги — это повод для разговора, который мы продолжаем в блогах, в подкастах и ​​на встречах в автономном режиме. Мы любим привлекать авторов (см. Интервью, проведенное российскими детьми с Хокингом) — опять же, потому что в 21 веке книга — это не что-то, выгравированное на досках, а своего рода флаг: автор ставит ее перед важной темой. к нему и начинает разговор об этом в различных форматах.

— Какие книги кажутся образцовыми для этого жанра — учебной литературы? О каких книгах вы мечтаете?

Женя: Мне очень нравятся исторические и сказочные книги Андрея Жвалевского и Евгении Пастернак «Правдивая история отца Николая», «Московест» и тому подобное.

Дочке понравились «Веселая ботаника» Белого города (в которой есть много других хороших детских книг по науке), «Списки насекомых» О. Кувыкиной.

Ник. Горький, «Астровец»: приключений много, и физика, и самое главное — основная идея — много знать, много читать и думать головой, уметь быстро принимать разные неожиданные решения. и во многих случаях более полезно, чем обладание высокой прочностью.

Илья: Повторюсь после Маши Гессен: «Охотники на микробов». Это о людях — а люди всегда самые интересные. Эта книга явно повлияла на одну из самых замечательных попыток в СССР: проект Чуковской и Маршака в Детгизе (незадолго до их разрыва) — проект, в котором они научили настоящего физика интересно писать. Итак: Бронштейн, Солнечное вещество. Также о людях, а через них и о физике. Бронштейн пошел на эшафот в 1937 году за отказ переписать книгу в соответствии с теми цензурными схемами, которые спустя 10 лет охватили всю научно-популярную территорию Лдановщины.

Лично для меня больше книг Харриота (особенно его, а не Даррелла) сильнее, чем Хауса, доктора медицины. И, конечно же, TinTin и его брат-близнец Томек — две великие географические серии, причем TinTin, на мой взгляд, более талантлив. Последний: Игорь Акимушкин. Предполагается, что они такие варочные, второстепенные, но они обладают поразительной способностью улавливать самое интересное.

Редакция выражает благодарность организаторам Всероссийского конкурса на лучшее литературное произведение для детей и юношества Книгуру за поддержку в работе над этим материалом.

Каталог сайтов Всего.ру
Оцените статью
МБОУ ДО ППМС центр Шанс
Добавить комментарий