«Гипер…» (от греческого hyper — «над», «выше») — составная часть сложного слова, обозначающая превышение нормы. Слово «активный» происходит в русском языке от латинского «activus» и означает «действенный, активный».
Авторы Психологического словаря относят к внешним проявлениям гиперактивности невнимательность, рассеянность, импульсивность, повышенную двигательную активность. Гиперактивность часто сопровождается проблемами в отношениях с окружающими, трудностями в обучении, низкой самооценкой. В то же время уровень интеллектуального развития детей не зависит от степени гиперактивности и может превышать возрастную норму. Первые проявления гиперактивности наблюдаются в возрасте до 7 лет и чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек.
Существуют различные точки зрения на причины гиперактивности: это могут быть генетические факторы, строение и функционирование мозга, родовая травма, инфекционные заболевания, перенесенные ребенком в первые месяцы жизни, и т.д.
Синдром гиперактивности обычно вызван минимальной мозговой дисфункцией (МБД), наличие которой определяет невролог после специальной диагностики. При необходимости назначается медикаментозное лечение.
Однако подход к лечению гиперактивного ребенка и его адаптации в группе должен быть комплексным. Как отмечает специалист по работе с гиперактивными детьми, доктор медицинских наук, профессор Ю.С. Шевченко, «никакие таблетки не могут научить человека, как себя вести. С другой стороны, дезадаптивное поведение, возникшее в детстве, скорее всего, будет закреплено и воспроизведено привычным образом…» . Именно здесь на помощь приходят воспитатель, психолог и учитель, работающие в тесном сотрудничестве с родителями, чтобы научить ребенка эффективным способам общения со сверстниками и взрослыми.
Любой педагог, работающий с гиперактивным ребенком, знает, сколько проблем этот ребенок доставляет окружающим. Однако это лишь одна сторона медали. Мы не должны забывать, что в первую очередь страдает ребенок. Это происходит не потому, что они не хотят, а потому, что их физиологические возможности не позволяют этого. Такому ребенку трудно долго сидеть спокойно, не ерзать, не разговаривать.
Постоянные крики, ругань, угрозы наказания, на которые так щедры взрослые, не улучшают их поведение, а иногда даже становятся источником новых конфликтов. Более того, такие формы наказания могут способствовать развитию у ребенка негативных черт личности. В результате страдают все: ребенок, взрослые и дети, с которыми он общается.
Никому еще не удавалось сделать гиперактивного ребенка послушным и покладистым, но научиться жить с ним в мире и сотрудничестве — вполне выполнимая задача.