Логопедия — это комплекс лечебных упражнений, содержащих элементы нейрогимнастики. Во время занятий дети выполняют различные речевые упражнения с использованием движений, слов и музыки. Цель и предположение логоритмики — помочь детям преодолеть нарушения речи, научить их основным танцевальным движениям и развить музыкальный слух.
В каких случаях стоит прибегнуть к методу?
Логоритмика положительно влияет на развитие всех детей, находящихся на стадии активного овладения речью (2,5-4 года). Но больше всего рекомендуется тем, на ком отмечены:
- Дизартрия, задержка развития речи, нарушения произношения некоторых звуков;
- Заикание, или наследственная предрасположенность к его развитию;
- Речь слишком быстрая, прерывистая или слишком медленная;
- Нарушения движений и координации движений.
Логопедия положительно влияет на развитие ослабленных, часто болеющих детей.
В каком возрасте можно начинать занятия логоритмикой?
Чем скорее, тем лучше. Оптимальный возраст — 2,5-3 года, когда ребенок уже может самостоятельно петь и совершать движения. Но занятия можно начинать раньше — логоритмика адаптирована к возрасту ребенка. Если ваш ребенок слишком мал, чтобы понимать инструкции учителя, помогите матери или отцу двигаться и спеть текст.
Какие технологии и задания используются в логоритмике
- Пальчиковая гимнастика — стихи и песни, которые сопровождаются движениями рук. Его цель — развить мелкую моторику, выразительную и беглую речь, голосовую память и понимание на слух.
- Музыкально-ритм-игры и музыкальные игры. Они способствуют развитию речи, внимания, чувства ритма и пространственной ориентации.
- Голосовые и артикуляционные упражнения и речевые упражнения. Укрепляет мышцы суставных органов и развивает их подвижность.
- Занятия по развитию вокальных способностей — фонопедические упражнения, пение. Они помогают различать похожие звуки, используются для исправления произношения, укрепления гортани и формирования правильного дыхания речи.
- Занятия, развивающие умение составлять слова. Расширяет активный словарный запас вашего ребенка.
- Общение, танцы и игры. Эти типы логопедических занятий развивают ассоциативное и образное мышление, а также эмоциональную сферу, а также формируют у ребенка позитивное самовосприятие и обучают невербальному общению.
- Занятия, направленные на развитие крупной моторики. Они улучшают опорно-двигательную активность и координацию движений.
- Упражнения, направленные на развитие мимики.
8 правил проведения занятий
- Метод логоритмики основан на имитации. Все упражнения построены по одному принципу: ребенок повторяет движения и текст за взрослого. Нет необходимости специально запоминать текстовый материал. Попросите ребенка постепенно запоминать их от класса к классу. На первом занятии взрослый читает текст и предлагает ребенку повторить его. Постепенно ребенок тоже начинает читать. Как только он начинает правильно и в правильном ритме повторять произношение, ему разрешается проявлять инициативу.
- Результаты урока приходят не сразу. Логоритмика занимается 2 раза в неделю примерно по 30 минут, а если ребенок заикается — примерно 4 раза. Эффект от регулярных упражнений можно увидеть через 6–12 месяцев.
- Логопедия — это весело и увлекательно. Ваш ребенок должен получать удовольствие от каждого урока. При занятиях не забывайте использовать игрушки, картинки, яркую одежду, не ограничивающую свободу движений.
- Упражнения следует повторять до тех пор, пока ребенок их не усвоит. Если ребенок не справляется с заданным движением или текстом, этот элемент упражнения следует временно убрать из программы урока, но потом он обязательно вернется.
- При выборе музыки важно соблюдать осторожность. Для логоритмики подходят детские песни, отрывки из классической музыки и записи звуков природы.
- Программа должна быть адаптирована под ребенка. Можно и нужно менять продолжительность занятий, состав упражнений с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Воображение учителя не ограничивается ничем, кроме требования уважать единство речи, музыки и движения.
- Речевые упражнения выполняются с особой тщательностью. Стихотворение читается таким образом, чтобы ребенку было легко адаптировать движения ног, рук и туловища к ритму произнесения. Важно соблюдать правильную последовательность действий: сначала ребенок наблюдает за деятельностью, выполняемой взрослым, затем повторяет ее с инструктором, и только потом делает это самостоятельно, произнося слова и соблюдая ритм.
- Учитель должен запастись терпением. Не расстраивайтесь и не сердитесь, если ваш ребенок что-то не делает — он может стать замкнутым и потерять интерес к классу. Не нужно сдаваться, как бы трудно это ни было вначале. Это правило следует помнить и родителям — не стоит требовать немедленных результатов от ребенка и специалиста.
Можно ли заниматься логоритмикой дома? Как проводить занятия?
Такие упражнения можно и нужно делать дома, но только в качестве дополнения к логистике у специалиста в детском саду или центре развития. Специально обученный человек может правильно составить программу упражнений, скорректировать ее, если что-то пойдет не так. Дети более дисциплинированы в общении с посторонними, и многие из них с большей вероятностью учатся в группе.
Где пройти обучение?
Национальный исследовательский институт дополнительного образования и профессионального обучения oferuje program dokształcania: