Детские возрастные кризисы

detskie vozrastnye krizisy Блог

В отечественной психологии вопрос о существовании критических и стабильных периодов впервые был поставлен П.П. Блоньски в 20-е гг. Позже исследованию кризисов развития были посвящены работы известных российских психологов: Л.С. Выготский, А. Леонтьев, Л. Божович и другие.

В результате исследований и наблюдений за развитием детей было обнаружено, что возрастные изменения психики могут происходить быстро, критически или постепенно, лирически. В целом умственное развитие — это регулярное чередование стабильных и критических периодов.

В стабильные периоды развитие ребенка идет относительно медленно, постепенно и эволюционно. Эти периоды охватывают довольно длительный период, несколько лет. Поведенческие изменения происходят плавно, за счет накопления небольших достижений и часто не видны внешне. Только сравнивая детей в начале и конце стабильного возраста, мы можем четко наблюдать изменения детской психики в этот период. Используя возрастную периодизацию Л.С. Выготского, учитывая современные взгляды на границы возрастов, можно выделить следующие стабильные периоды в развитии ребенка:

Младенческий возраст 2 мес. — 1 год

Раннее детство 1-3 года

Взросление 11-15 лет

Школьники 7-11 лет

Старший школьный возраст 15-17 лет

Критические (переходные) периоды существенно отличаются от стабильного возраста по внешнему виду и важности для психического развития в целом. Кризисы длятся относительно недолго: несколько месяцев, год, редко — два года. Это время кардинальных, фундаментальных изменений детской психики. Весь ребенок меняется за очень короткое время. По мнению Л.С. Критические периоды Выготского — это «поворотные моменты» в развитии ребенка.

В психологии кризисы определяются как периоды перехода от одной стадии развития ребенка к другой. Кризисы возникают на стыке двух эпох и являются концом предыдущего этапа развития и началом следующего.

В детской психологии принято различать:

Неонатальный кризис.

Годовой кризис.

3 года кризиса

Кризис 7 лет

Кризис подросткового возраста 12-14 лет

Кризис подросткового возраста 17-18 лет.

С точки зрения внешних проявлений критические периоды имеют ряд особенностей.

Во-первых, следует обратить внимание на нечеткость границ, отделяющих кризисы от эпох. Трудно определить начало и конец кризиса.

Во-вторых, в эти периоды происходит внезапное прерывистое изменение всей психики ребенка. По мнению родителей и опекунов, становится совсем иначе.

В-третьих, развитие в эти критические периоды часто бывает отрицательным. В эти периоды ребенок не только приобретает, но и теряет ранее полученные знания: снижается интерес к любимым игрушкам и занятиям, нарушаются устоявшиеся модели взаимоотношений с окружающими, ребенок отказывается соблюдать ранее усвоенные нормы и правила поведения.

В-четвертых, во время кризиса каждому ребенку становится «относительно трудно воспитывать» по сравнению с самим собой в стабильные времена.

Принято распознавать семь симптомов, так называемый «семизвездочный кризис».

Негативизм. Негативизм — это когда ребенок ведет себя так, что он не хочет что-то делать только потому, что взрослый предложил это.

Второй симптом кризиса — упрямство. Ребенок настаивает на чем-то не потому, что он этого хочет, а потому, что он этого просил. Мотивом упрямства, в отличие от настойчивости, является потребность в уверенности в себе: ребенок делает это, потому что «он так сказал».

Третий симптом — упрямство. Вопреки отрицанию, бунт направлен не против взрослых, а против установленных для ребенка норм поведения, против привычного образа жизни.

Четвертый симптом — своенравие, которое проявляется в стремлении ребенка к автономии и воле делать все самостоятельно.

Помимо основных, есть еще три дополнительных симптома кризиса.

Это бунт, когда все поведение ребенка принимает форму протеста.

Каталог сайтов Всего.ру
Оцените статью
МБОУ ДО ППМС центр Шанс
Добавить комментарий