В отечественной психологии вопрос о существовании критических и стабильных периодов впервые был поставлен П.П. Блоньски в 20-е гг. Позже исследованию кризисов развития были посвящены работы известных российских психологов: Л.С. Выготский, А. Леонтьев, Л. Божович и другие.
В результате исследований и наблюдений за развитием детей было обнаружено, что возрастные изменения психики могут происходить быстро, критически или постепенно, лирически. В целом умственное развитие — это регулярное чередование стабильных и критических периодов.
В стабильные периоды развитие ребенка идет относительно медленно, постепенно и эволюционно. Эти периоды охватывают довольно длительный период, несколько лет. Поведенческие изменения происходят плавно, за счет накопления небольших достижений и часто не видны внешне. Только сравнивая детей в начале и конце стабильного возраста, мы можем четко наблюдать изменения детской психики в этот период. Используя возрастную периодизацию Л.С. Выготского, учитывая современные взгляды на границы возрастов, можно выделить следующие стабильные периоды в развитии ребенка:
Младенческий возраст 2 мес. — 1 год
Раннее детство 1-3 года
Взросление 11-15 лет
Школьники 7-11 лет
Старший школьный возраст 15-17 лет
Критические (переходные) периоды существенно отличаются от стабильного возраста по внешнему виду и важности для психического развития в целом. Кризисы длятся относительно недолго: несколько месяцев, год, редко — два года. Это время кардинальных, фундаментальных изменений детской психики. Весь ребенок меняется за очень короткое время. По мнению Л.С. Критические периоды Выготского — это «поворотные моменты» в развитии ребенка.
В психологии кризисы определяются как периоды перехода от одной стадии развития ребенка к другой. Кризисы возникают на стыке двух эпох и являются концом предыдущего этапа развития и началом следующего.
В детской психологии принято различать:
Неонатальный кризис.
Годовой кризис.
3 года кризиса
Кризис 7 лет
Кризис подросткового возраста 12-14 лет
Кризис подросткового возраста 17-18 лет.
С точки зрения внешних проявлений критические периоды имеют ряд особенностей.
Во-первых, следует обратить внимание на нечеткость границ, отделяющих кризисы от эпох. Трудно определить начало и конец кризиса.
Во-вторых, в эти периоды происходит внезапное прерывистое изменение всей психики ребенка. По мнению родителей и опекунов, становится совсем иначе.
В-третьих, развитие в эти критические периоды часто бывает отрицательным. В эти периоды ребенок не только приобретает, но и теряет ранее полученные знания: снижается интерес к любимым игрушкам и занятиям, нарушаются устоявшиеся модели взаимоотношений с окружающими, ребенок отказывается соблюдать ранее усвоенные нормы и правила поведения.
В-четвертых, во время кризиса каждому ребенку становится «относительно трудно воспитывать» по сравнению с самим собой в стабильные времена.
Принято распознавать семь симптомов, так называемый «семизвездочный кризис».
Негативизм. Негативизм — это когда ребенок ведет себя так, что он не хочет что-то делать только потому, что взрослый предложил это.
Второй симптом кризиса — упрямство. Ребенок настаивает на чем-то не потому, что он этого хочет, а потому, что он этого просил. Мотивом упрямства, в отличие от настойчивости, является потребность в уверенности в себе: ребенок делает это, потому что «он так сказал».
Третий симптом — упрямство. Вопреки отрицанию, бунт направлен не против взрослых, а против установленных для ребенка норм поведения, против привычного образа жизни.
Четвертый симптом — своенравие, которое проявляется в стремлении ребенка к автономии и воле делать все самостоятельно.
Помимо основных, есть еще три дополнительных симптома кризиса.
Это бунт, когда все поведение ребенка принимает форму протеста.