WEBinar: Педагог-психолог в общеобразовательном учреждении. Содержание работы от А до Я: системный подход
Психологическая оценка детско-родительских отношений в суде и досудебном производстве
WEBinar: Моббинг в школе: использование элементов пленочной терапии в профилактической, воспитательной и лечебной работе
Скоро
Всероссийская конференция с международным участием «Альянс психологии, психотерапии и фармакотерапии. Наука и реальный мир в лечении психических расстройств.
Круглый стол «О жизни ученого, психолога, учителя и человека — к 100-летию со дня рождения Льва Ильича Уманского».
VII Международная научно-практическая конференция «Психическое здоровье человека: теория и практика».
Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Психология творчества и одаренности.
V Международный пенитенциарный форум «Преступление, наказание, исправление»
Международная научная конференция «Л.С. Выготский и современная культурно-историческая психология: проблемы развития личности в меняющемся мире».
Всероссийская научно-практическая конференция с участием международных участников «Диагностика в медицинской (клинической) психологии: традиции и перспективы» (посвященная 110-летию со дня рождения Зузанны Рубинштейн)
Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Психологическая служба вуза: опыт пандемии».
Съезд психологов дошкольного и школьного образования
Международная научная конференция «Коммуникация в эпоху конвергенции технологий».
Международная научная конференция «Психологическое время и образ жизни: казометрия и другие подходы».
Кризис 6-7 лет или «Кризис первоклашки»
Автор
Детские психологи выделяют четыре основных возрастных кризиса: первый год жизни, три, семь и 13-14 лет. Кризис 6-7-летнего возраста, или «кризис первого класса», как его еще называют, не обязательно начинается со школьного звонка. Некоторые дети могут испытывать это уже в пятилетнем возрасте, в то время как другие могут испытывать это уже в семилетнем возрасте. Поэтому возраст не следует принимать за ориентир. Если ведущую роль в жизни ребенка играет игровая деятельность до 7 лет, то в 7 лет она сменяется обучением. Таким образом, завершается дошкольный период и начинается новый этап в развитии ребенка — возраст начальной школы.
Многие родители заметили, что их ребенок приближается к школе и становится грубым и упрямым, капризным и раздражительным. Столкнувшись с возрастным кризисом ребенка, родители часто сбиты с толку. Испробовав все обычные методы воспитания, от поощрений до наказаний, они с ужасом осознают свою беспомощность и отчужденность своего ребенка. Что на самом деле происходит? Как понять своего ребенка и как вести себя с ним в этот непростой период?
Все это связано с внезапным формированием нервной системы. Представьте, что вы только что прокатились на американских горках. Земля падает с ног, голова кружится. Примерно так чувствует себя шестилетний ребенок. К этому времени ребенок уже имеет достаточно знаний об окружающем мире, чтобы понять, что он намного больше, чем он представлял ранее. Если раньше было достаточно имитировать и играть, то теперь оказывается, что есть концепции, которых нельзя трогать или с которыми нельзя играть. Попытки сделать это приводят к кучке разбитых машин и обезглавленных кукол.
В конце концов, все любимые вещи заброшены, и ролевые игры забываются. Однако это не значит, что ребенок откажется от походов в детский магазин и попросит что-нибудь купить. Но теперь эта игрушка для него важна как статусный предмет. Хвалит сверстников, просто рад этому. На первый план выходит еще один вид деятельности: обучение. Ребенок жадно поглощает знания. Его интересы включают книги, образовательные программы и исследования.
Ребенок внезапно понимает, насколько мал его кругозор. У него есть подсознательное подозрение, что взрослые ему не все рассказывают. Вот тут-то и появляется «цепляние». Родители не отпускают ни на минуту, все «взрослые» разговоры усваиваются и анализируются. Попытки занять ребенка чем-то другим, «так, чтобы у него были открыты уши», заканчиваются неохотой.
Поскольку мир — это большое место с множеством неизведанных вещей, возникают опасения. Шестилетний ребенок внезапно понимает, что есть болезни, несчастные случаи и стихийные бедствия. Впервые он думает, что его мать или он сам, возможно, ушли. Постепенно он привыкает к этой идее, но в шесть лет такое открытие ошеломляет.
Как проявляется возрастной кризис 6-7 лет?
Главный симптом — резкое изменение поведения. Когда-то послушный, теперь непослушный.
Появление страхов. Страх собственной смерти или смерти ближайших членов семьи особенно распространен.
Чувство потери контроля над ребенком. На определенные действия ребенка никак нельзя повлиять.
Нет интереса к игре. Ваша дочь просит новую куклу и, получив ее, бросает или сразу же ломает.
К тому же есть возрастные особенности: ребенок шатается, говорит скрипучим голосом, корчит рожи, шутит про себя. Конечно, детям всех возрастов (а иногда и взрослым) свойственно говорить глупости, шутить, подражать животным и людям — это не удивляет окружающую среду и кажется забавным. Напротив, поведение ребенка во время кризиса семилетнего возраста — сознательное, надменное, не улыбка, а осуждение.
Как помочь ребенку преодолеть этот кризисный период?
Фактически для взрослого критический период в развитии ребенка оборачивается кризисом его собственной образовательной системы. Поведение ребенка меняется, и родители обнаруживают, что их существующие методы воспитания больше не работают. Если взрослому удается найти новые продуктивные способы взаимодействия с ребенком, кризис успешно разрешается. Вот несколько рекомендаций, как вести себя по отношению к старшему дошкольнику:
1. Постарайтесь найти баланс между предоставлением вашему ребенку большей автономии (его действия в этом возрасте руководствуются желанием действовать «как взрослый») и поддержанием семейного распорядка.
2. Сохранение гармонии между полномочиями и обязанностями. Ребенок должен понимать, что новые законы влекут за собой новые обязанности (например, теперь ребенок может пойти в дом друга, чтобы навестить его, но также может пойти в магазин рядом с домом, чтобы купить хлеба).
3. В случае негатива спокойно и твердо настаивайте на требованиях семьи, объясняя ребенку, почему в семье действуют такие правила.
4. Поощрение детей к расширению их интересов, поддержание их интереса к миру людей и вещей, организация посещения музеев и поездок.
5. Поддерживать и развивать в целом позитивное отношение ребенка к себе. Не сравнивайте неудачи своего ребенка с неудачами других детей.