Формы воспитания в педагогике

formy vospitaniya v pedagogike Блог

10.5 Методы, средства и формы обучения

При организации воспитательной работы учителя, руководствуясь содержанием формирования личностных качеств ученика, должны не только определить цели воспитания, но и обозначить методы, средства и формы организации воспитательной работы. Последние, в свою очередь, составляют процессуальную основу обучения.

Методы воспитания — это способы организации различных занятий и форм общения со студентами с целью развития в них конкретных личностных качеств.

В педагогике разработана следующая система методов воспитания:

  • метод убеждения;
  • метод запроса;
  • метод положительного примера;
  • обнадеживающий метод;
  • способ осуждения;
  • способ прививки;
  • метод контроля;
  • метод переключения.

Поскольку воспитание любого качества связано с воздействием на сферы: потребностно-мотивационную, интеллектуально-сенсорную и поведенчески-волевую личность, выбор того или иного метода воспитания в первую очередь определяется его функциональной ролью и образовательными задачами. Поэтому методы воспитания следует различать в зависимости от того, какие структурные и психологические компоненты качества личности они обеспечивают. Исходя из этого, все методы воспитания можно разделить на следующие группы:

* методы стимулирования активности и поведения студентов (убеждение, положительный пример, поощрение, осуждение, требование);

* методы организации познавательной деятельности и формирования социального сознания учащихся (убеждение, положительный пример);

* методы организации деятельности и общения студентов и формирования их опыта в области социального поведения (коучинг, контроль, переключение).

До сих пор в педагогике отсутствует единый подход к определению понятия дидактических пособий. В одних учебниках он вообще не упоминается, в других трактуется как совокупность методов обучения, в третьих — как конкретные мероприятия или формы дидактической работы (дискуссии, встречи, вечера, поездки), типы учеников. деятельности (тренировки, команды, предметы, соревнования, соревнования), а также наглядные пособия (наглядные, аудио, видео, фильмы), которые используются в процессе реализации данного метода.

Первый подход кажется не совсем правильным; второй также не объясняет сути рассматриваемого понятия. С третьим подходом сложно согласиться, так как он допускает определенную путаницу понятий средств и форм организации образования.

Образование происходит только в действии и общении. Студенты активны, обучаются и удовлетворяют свои потребности и мотивы поведения. Приобретение знаний о социальных нормах и правилах, а также формирование привычек и волевых качеств личности также происходит в рамках познавательной и внеклассной деятельности. Следовательно, под учебными мероприятиями следует понимать обучение и различные внеклассные мероприятия, а также общение студентов.

Методы и средства обучения структурно и логически дополняются организационными формами (формами организации обучения). Если первые отражают внутреннюю, процедурно-инструментальную сторону обучения и активизируют педагогические механизмы ее реализации, то организационные формы отражают внешнюю сторону образовательного процесса, которая характеризуется пространственно-временным режимом, своеобразием построения, последовательностью этапы, конкретное содержание и функциональная специфика.

Таким образом, формами организации обучения являются формы организации учебно-познавательной деятельности (уроки, поездки, предметные кружки, домашние задания), а также внеклассной деятельности и общения школьников.

Теория и педагогическая практика организации воспитательной работы описывает большое количество форм организации воспитательной работы. Это беседы, встречи с выдающимися людьми, спектакли, выставки, конкурсы, олимпиада, групповые творческие занятия, полевые игры, развивающие игры, встречи, конференции, торжества и т. д.

Все формы организации внеклассных занятий и общения между студентами можно сгруппировать следующим образом:

  • Образовательная деятельность;
  • коллективное творчество;
  • развивающие игры.

Образовательная деятельность направлена ​​на организацию непосредственной учебной деятельности для студентов, которым обычно отводятся роли зрителей или исполнителей. Некоторые из этих мероприятий появляются спонтанно, например, после мероприятия, другие организуются в музеях или на выставках и не требуют большой подготовки от студентов, для других есть готовый сценарий. В настоящее время в педагогической литературе можно найти множество подобных занятий.

Коллективная творческая деятельность заключается в организации деятельности, основанной на социальных событиях или событиях коллективной жизни студентов. Организация коллективной творческой деятельности в учебном процессе усиливает активность студентов, привносит дух соревнования и творчества. В этом процессе студенты осознают свою принадлежность к группе и развивают такие личные качества, как инициативность, организованность, независимость, взаимопомощь, а также способность определять цель работы, разделение обязанностей и организацию работы, оценивать способности каждого человека. участие в коллективных действиях и делать выводы.

Развивающие игры также связаны с организацией совместной деятельности студентов. Как форма обучения они могут использоваться не только в обучении (обучающие и познавательные игры), но и во внеклассной деятельности (игры-путешествия). Учебно-познавательные игры, а также двигательные игры — традиционные формы организации обучения школьников. В последнее время в практике организации воспитательной работы получили распространение такие игры, как «КВН», «Поле чудес», «Что? Где? Когда?», «Ой, повезло» и другие. Следует, однако, отметить, что данные формы организации обучения чаще всего направлены на организацию свободного времени студентов и чаще всего носят развлекательный характер.

Оцените статью
МБОУ ДО ППМС центр Шанс
Добавить комментарий