Функциональные действия с предметами 5 6 лет

funkcionalnye dejstviya s predmetami 5 6 let Блог

Нормативные показатели нервно-психического развития ребенка

Есть определенные модели поведения, т.е. нормы детского развития, на которые обращают внимание многие авторы (М.И. Лысина, Ж. Пиаже, К.Л. Печора, Н.М. Аксарина, А.С. Галанов, А.Н. Корнев, С.М. Кривина, А.М. Казьмина, Е.М. Мастюков, Н.С. Жукова, Т.Б. Филичева и др.). Эти нормы, их знание позволяют провести сравнительный анализ и заподозрить нарушение темпов умственного развития ребенка.

Признаки задержки развития

Ребенок извлекает предметы из фона, стремится узнать о функциональных свойствах предметов. Познавательная установка «Что он может с этим делать? Что он делает? Что он делает?» Действия с объектами активны и значимы.

В ориентировочной деятельности активный «поиск» полученных образцов. Оценивает успехи и неудачи

2,5 года:

— различает цвета (красный, зеленый, синий, желтый, черный), относит к ним и сортирует их по формуле (Найдите одинаковые);

— Выбирает геометрические фигуры по рисунку. Он ориентирован в 6-ти контрастных формах предметов — сферы, куба, кирпича, призмы, цилиндра, конуса.

— Он строит из кубиков кроватку, стол и стул по шаблону.

— Понимает слово «один» (попросите один предмет из набора);

Состоит из трех частей матрешки, пирамиды из 3-4 частей.

3 года:

— распознает и называет основные цвета;

— Правильно использует в своей деятельности геометрические фигуры в соответствии с их назначением (расставляет их на фигуре, вставляет в отверстия соответствующей фигуры).

— Правильно определяет и называет куб, кирпич, шар.

— Строит постройки и играет с ними («домик, гараж»).

— Указывает, какой элемент отсутствует (из трех). Состоит из матрешки из 4 частей и пирамиды из 4-5 частей.

Медленно обучается действиям предметов (иногда нет интереса к предметам и игрушкам). Восприятие функциональных свойств недостаточное. Взаимоотношения трудны. Объективные действия манипулятивны, они могут быть однообразными (стереотипными), недостаточно активными, не всегда используют предметы по назначению (стучат ложкой по столу, бросают машину). В случае затруднений ни в коем случае.

Тесты являются спорадическими, часто «силовыми», безразличными к конечному результату.

-Основная моторика: бег, стояние на одной ноге, удерживание предмета в руках при ходьбе, с 3-летнего возраста появляется скоординированная деятельность рук, определяется доминирующая (ведущая) рука;

-Низкая моторика: хватает предметы пальцами, режет ножницами, скатывает пластилин, может застегивать большие пуговицы и т. д.

-неустойчивая, неуклюжая походка, медленные или импульсивные движения, непостоянство движений рук при ходьбе

-недостаточно развита мелкая моторика,

-Ручка предметов отличительная

В этот период особенно быстро развивается речь, словарный запас составляет от 250 до 300; ребенок активно использует речь для общения;

2,5 г

-понимает рассказ, не показывая событий, которые пережил ребенок.

-Ребенок говорит предложениями из нескольких слов (более 3 слов в предложении). «Куда?», «Куда?», «Откуда?» появляются в речи.

— Использует местоимения «мой, мой, мой, мой» в речи.

3г.

— Имеет словарный запас 800-1000 слов

Он понимает сказки и рассказы о событиях, которых не было в детском опыте, но знает определенные элементы.

-Начинает использовать сложные предложения. Она начинает задавать вопросы «Когда?», «Почему?».

-Начинает согласовывать слова;

-Начинает формировать слова (pomade — помада; ёжик)

-Задержка речевого развития (многие дети с психофизическими отклонениями начинают говорить только после трехлетнего возраста).

— Они часто не используют речь в контексте общения.

— неразвитость коммуникативной функции речи не компенсируется другими средствами общения, в частности мимикостимуляциями (веселое (без мимики) лицо, плохое понимание жестов)

— Эхолалия в речи (повторение команд, вопросов, повторение одних и тех же фраз, не всегда адекватных ситуации общения)

— Начинает обращать внимание на чувства других людей, проявляет свои чувства

-Он беспокоится и нервничает из-за неудач

-Он эгоистичен в своих вещах

-Он играет параллельно, наблюдает за игрой других детей, начинает взаимодействовать, играя с другими детьми.

Ролевая игра:

2,5 г Разыгрывая сказку, ребенок отражает взаимосвязь и последовательность из 2–3 действий.

3г. — Появляются элементы ролевой игры.

— Пассивность в эмоциональных контактах, низкая эмоциональность, покладистость;

— тревога или агрессия;

— Отсутствие интереса к игрушке;

— Не проявляет интереса к своему изображению в зеркале, не узнает себя в зеркале

— Без потерь ест не натертую ложкой еду

— Сам пользуется салфеткой, говорит «спасибо»

— Самостоятельно одевается в простую одежду (2,5 года);

— 3г. — надевает брюки, рубашку, носки, туфли; расстегивает молнию; застегивается на крупные пуговицы, липучки

— Аккуратно складывает одежду на стуле

— Моет руки водой с мылом и вытирает их полотенцем.

— объявляет, что хочет в туалет

— Он стремится к независимости

Он выражает задержку в формировании навыков ухода за собой, поддержания порядка и нежелание быть независимым.

В период адаптации под воздействием стресса ребенок может временно потерять приобретенные ранее навыки, проявлять повышенную тревожность, нервозность, сниженный эмоциональный фон, негативность и отстраненность от общения — эти факторы следует учитывать при присмотре за ребенком. При этом стоит отметить, что у ребенка с нервно-психическими расстройствами адаптация может быть сложной и длительной.

Использованная литература:

* Стребелева Е.А. Методические рекомендации по психолого-педагогическому обследованию детей (2-3 года): ранняя диагностика психического развития // Альманах ПАО «Институт коррекционной педагогики». — М., 2001 № 4.

* Печора К.Л. Развитие и воспитание детей младшего и дошкольного возраста. Актуальные проблемы и пути их решения в условиях детского сада и семьи. — М., 2006.

* Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Раннее детство в дошкольных учреждениях. — М., 2004.

* Шипицына Л.М., Хилько А.А., Галлямова Ю.С., Демьянчук Р.В., Яковлева Н.Н. Название: Комплексная поддержка детей дошкольного возраста Издательство: Речь Год: 2003

Каталог сайтов Всего.ру
Оцените статью
МБОУ ДО ППМС центр Шанс
Добавить комментарий