Эмоциональная нестабильность и стресс, которые довольно часто встречаются в подростковом возрасте, влияют на мозг и формируют личность подростков.
Мои четырехлетние близнецы очень похожи друг на друга: оба очень общительны и дерзки. Хотя различия характеров начинают проявляться. Мой сын, например, неплохо понимает время и интересуется будущим; моя дочь часто играет сама с собой.
Как ученый-психолог и их отец, я рад видеть, как развиваются их черты характера.
Конечно, они еще очень молоды, и хотя наша личность начинает формироваться в раннем детстве, многие изменения наступят позже, особенно в подростковом возрасте.
Это время самых больших и быстрых изменений в нашем теле. Вот почему Сара-Джейн Блейкмор, когнитивный нейрофизиолог и специалист по подростковой физиологии, называет изменения, которым подвергается тело подростка, «идеальным штормом».
В то же время эндокринная и нервная система претерпевает резкие и драматические изменения, меняется общественная жизнь и уровень ответственности. К этому списку можно добавить драматические изменения личности.
В детстве наша личность и характер постепенно становятся более устойчивыми, мы приобретаем более или менее последовательный образ мышления, поведения и чувств.
Стабильность личности снова начинает развиваться в подростковом возрасте и продолжается во взрослой жизни.
Фото Дэвида Мотоса
Мальчики 12-15 лет менее сознательны, но это временное изменение.
Однако в переходный период психика ребенка быстро меняется, как в калейдоскопе. Важно, где этот цикл заканчивается.
Долгосрочные исследования показывают, что личностные качества, которые мы приобретаем по мере взросления, во многом определяют нашу дальнейшую жизнь — от академической успеваемости до риска безработицы.
Хотя исследования в этой области все еще находятся в зачаточном состоянии, выводы ученых очень важны. Если мы поймем, как формируются личности подростков, мы сможем помочь им выбрать более здоровый и успешный жизненный путь.
Характер меняется не только в подростковом возрасте. В целом положительные черты характера человека постепенно усиливаются на протяжении всей жизни. Мы меньше беспокоимся, достигаем более высокого уровня самоконтроля, становимся менее консервативными и более отзывчивыми.
Психологи называют это «принципом зрелости». Сложный и тревожный молодой человек с облегчением узнает, что его черты личности с возрастом смягчатся.
Фото Дэвида Мотоса
В детстве характер человека становится более устойчивым, но в подростковом возрасте эта устойчивость ухудшается.
Однако в раннем подростковом возрасте подростки испытывают то, что исследователи называют «нарушениями».
Исследователи из Нидерландов провели личностные тесты тысяч подростков в возрасте от 12 лет и старше в период от шести до семи лет. Они заметили, что в раннем подростковом возрасте у мальчиков временно снижается аккуратность и самодисциплина.
А девочки временно становятся более невротичными, а значит, становятся более эмоционально нестабильными. Эти результаты соответствуют распространенным стереотипам об ужасном беспорядке в комнатах мальчиков-подростков или перепадах настроения девочек.
К счастью, этот регресс недолговечен, и к концу подросткового возраста положительные черты подросткового возраста возвращаются.
И родители, и их подростки замечают, что их личность радикально меняется. Но что это за изменение, зависит от того, кто его оценивает.
В то время как многие подростки в исследовании называют себя экстравертами, их родители придерживаются совершенно противоположной точки зрения, считая своих детей откровенными интровертами.
«И подавляющее большинство родителей считают, что их дети стали менее сочувствующими обществу», — заключают исследователи. Взрослые же не верят, что трудолюбие их детей упало так резко, как думают сами подростки.
Фото Дэвида Мотоса
Положительные черты личности временно ослабевают в подростковом возрасте.
Однако это несоответствие не должно вызывать удивления, поскольку отношения между родителями и детьми также значительно меняются. Подростки стремятся к большей автономии и уединению без участия взрослых.
Кроме того, взрослые и дети склонны по-разному оценивать изменения во время тестирования. Родители сравнивают своих детей со взрослыми, а подростки оценивают себя, сравнивая себя со своими сверстниками.
Однако широко распространенное представление о подростковом возрасте как о годах «размывания» положительных качеств личности вполне верно.
Однако ясно, что в исследовании не учитываются индивидуальные различия. На самом деле психологи только начинают понимать сложное сочетание наследственных и внешних факторов, которые формируют каждую индивидуальную личность.
За последние несколько десятилетий Сара-Джейн Блейкмор и другие исследователи продемонстрировали, что в мозгу подростков происходят важные физиологические изменения.
Фото Дэвида Мотоса
Личность человека начинает формироваться в раннем детстве.
МРТ-сканирование мозга детей в подростковом возрасте показало, что подростки, получившие высокие баллы по индексу сознательности, имели более низкую плотность корковых нейронов, что является признаком большей зрелости мозга. Точно так же эмоциональная стабильность напрямую связана со зрелостью коры.
Это привело исследователей к выводу, что индивидуальные черты личности могут быть частично связаны с созреванием коры головного мозга у подростков.
Другими словами, изменение объема серого вещества в подростковом возрасте влияет на наше поведение и благополучие.
Конечно, внешние факторы, такие как стресс и трагические события, также влияют на изменения личности в подростковом возрасте. Например, переживание ребенком развода родителей или автомобильной аварии повысило уровень невротизма как у подростков, так и у взрослых.
Интересно, что проблемы, вызванные самими собой, например, бросание школы из-за плохих оценок или поведение, оказали еще большее влияние на личность подростков.
Фото Дэвида Мотоса
Подростковый возраст связан со многими стрессами и проблемами, с которыми приходится сталкиваться молодому человеку, что вызывает определенные изменения в его личности.
В таких ситуациях невротизм увеличивается, а сознательность и доброта уменьшаются. По мнению исследователей, проблемы, возникающие в результате собственных действий подростка, ему труднее преодолевать, а значит, отрицательно сказываются на развитии его личности.
Это означает, что адекватная эмоциональная поддержка ребенка, переживающего стрессовую ситуацию, может предотвратить негативные изменения в его личности.
Однако на личность молодого человека влияют не только негативные внешние факторы. Результаты некоторых исследований показывают, что способность принимать независимые решения, чувствовать контроль над своей жизнью и понимать, чего от них ждут, способствует повышению уверенности в себе, а также развитию таких положительных качеств, как эмоциональная стабильность и сознательность.
Другое исследование также показало, что существует тесная связь между уверенностью в себе в школе и позитивным личным развитием.
Важность этого исследования трудно переоценить. В конце концов, благоприятная среда, созданная взрослыми, помогает подросткам развивать положительные качества личности, что, в свою очередь, оказывает огромное влияние на их дальнейшую жизнь.
Исследование 4000 учеников британских школ показало, что подростки с низким уровнем добросовестности в два раза чаще оказываются безработными в зрелом возрасте.
Мы прилагаем все усилия, чтобы наши дети получали соответствующие знания и сдавали экзамены, хотя, конечно, мы также должны уделять не меньше внимания воспитанию их личности.
А поскольку я отец двух замечательных близнецов, эта область исследований представляет для меня особый интерес.
Вы можете прочитать оригинальную статью на английском языке на сайте BBC Future.