Вы беспокоитесь, что ваш ребенок вообще не разговаривает? Вы хотите заниматься дома, но не знаете, с чего начать? Собираетесь к логопеду?
Когда ребенок 2,5 или 3 лет еще не заговорил, без помощи логопеда обойтись невозможно, но есть кое-что, что можно сделать и самостоятельно. Одним из главных условий развития речи является преемственность, поэтому важно не только регулярно работать со специалистом, но и ежедневно находить дома время для речевой деятельности. В этой статье вы узнаете самые интересные и эффективные упражнения, которые понравятся как взрослым, так и детям.
Как у детей возникает потребность говорить?
Логопеды часто советуют родителям больше разговаривать с малышом, но не все папы и мамы делают это хорошо. Каждый язык — это система знаков, и слово фактически заменяет определенный объект, что означает, что оно имеет определенное значение. Если ребенку меньше 1,5 лет и его родители общаются только с любовью, или если ребенок предпочитает играть один, речь не появится надолго, даже если слов в словаре уже много. Для существования речи необходимо, чтобы
- ребенку необходимо общаться со взрослым: назвать предмет, выразить чувство, о чем-то попросить;
- Общение должно быть значимым: игрушки, занятия и опыт;
- взрослый не только разговаривал с ребенком, но и разговаривал с ним о совместных играх и занятиях;
- ребенку нужен объект, которому нужно дать имя, чтобы получить его.
Когда ребенок оказывается в ситуации сотрудничества с объектом, он сталкивается с задачей речи и должен изменить все свое поведение, чтобы ее решить.
Единственный способ получить желаемый объект — это устно попросить об этом, назвав объект определенным словом. Взрослый — единственный человек, который может помочь.
Логопеды выделяют три этапа в овладении словами невербальными детьми.
1. Появление потребности в предмете
Это могут быть картинки, игрушки, кубики, книги, одежда, угощения и т. д. Ребенок хочет получить, протягивает руки и пытается привлечь внимание мамы мимикой и жестами. Иногда безуспешные попытки приводят к слезам и гневу, но постепенно ребенок понимает, что можно попросить помощи у взрослого.
2. Взрослый помощник
Дети часто используют бормочущие слова, такие как «давай-давай», и указывающие жесты, чтобы доставить удовольствие взрослому. Задача взрослого — не «спровоцировать» и спокойно ждать, пока ребенок решит произнести название предмета.
3. Появляется слово
Когда ребенок смотрит на взрослого, он невольно обращает внимание на движения своего рта. Во время разговора обязательно произносите каждый звук как можно четче, чтобы ребенок понимал, как он произносится.
Начиная занятия дома, помните, что вашему ребенку нужно время, чтобы привыкнуть к новой ситуации. Следуйте описанному выше порядку: нужна тема, нужен взрослый, слово — и все получится.
Начинаем говорить, играя
Игра является ведущим видом деятельности у детей, и речь может быть начата только путем совместной игры и участия в каких-либо действиях со взрослым. Начните с простейших шагов, чтобы ваш ребенок мог легко их усвоить и постоянно добиваться успеха.
Звуки и руки
Двигайте руками и ногами и издавайте определенный звук для каждого жеста. Например, расставьте руки в стороны и спойте «Аааа», приставьте руки к уголкам рта для «Ооооо», поставьте ноги на ширине плеч для «Эээээ», сцепите пальцы и поднимите руки выше. твоя голова для «Оооо» и т. д.
Играем в мячик
Сядьте с ребенком на пол, широко расставьте ноги и подбросьте ему мяч со словами: «Играем! Лови мяч, лови его», подчеркивая интонацию глагола «ловить». Таким образом вы побудите своего ребенка сказать слово, когда он кидает вам мяч обратно. Сделайте то же самое при катании мяча: «Катите мяч, катите его! Игра должна быть эмоциональной, поэтому не скупитесь на поощрение и похвалу.
«Будильник»
Это упражнение обычно нравится детям. Перед этим убедитесь, что ваш ребенок имеет общее представление о том, что такое часы. Скажите, что вы собираетесь превратить ребенка в будильник и «завести его», сделав несколько круговых движений пальцем по руке, животу, голове или спине ребенка, произнося «тик-такт», «тик». -такт ». Теперь он должен зазвонить: ритмично встряхните руку, сопровождая движение звуком «ззззззз». Затем предложите ребенку, что вы будете будильником и пусть он вас разбудит. Сначала помогите ребенку произносить правильные слова и звуки, чем больше вы будете повторять игру, тем быстрее он запомнит звуки.
«Поезд»
Встаньте с ребенком один за другим и объясните ему, что вы теперь железнодорожные вагоны и вам предстоит взять их с собой в множество интересных путешествий. Каждый член семьи может быть вагоном в вашем поезде. Во время движения произносите звуки типа «ту-ту-ту, чу-чу-чу, туууу!», Поощряя ребенка произносить их вместе с вами. Объезжая квартиру, комментируйте все, что видите: «вот стиральная машинка, а вот кухня, сейчас игрушки в детскую будем покупать» и т. д.
«Кап-кап-кап»
Для этого вам понадобится набор маленьких цветных губок для мытья посуды. Поставьте на стол две миски, одну пустую, а другую с водой, и поставьте их рядом с губкой, чтобы ребенок мог выбрать одну из них. Возьмите одну, намочите ее и выдавите в пустую миску со словами: «Выходи, уходи, уходи». Поощряйте ребенка делать то же самое с другими губками.
«Пузыри»
Эта игра поможет вашему ребенку научиться управлять своими речевыми органами. Вы делаете пузыри, и ваш ребенок должен выпускать их, произнося парные звуки: «б» — «н», «в» — «ф», «т» — «е» и другие. Помогите своему малышу, произнося звуки вместе.
«Говорящий мячик»
Возьмите небольшой шарик, который умещается в руке, вы можете связать его крючком и наполнить рисом или кашей, чтобы он нежно массировал руки вашего ребенка. Смените мяч из руки в руку и сначала произнесите звуки (желательно начинать с гласных и звонких согласных), затем, по мере того, как ребенок разучивает упражнение, слоги: KI-SA, MA-MA, BA-BA, DE-DA, и т.п.
«Чудесный шкафчик»
Вам понадобится небольшой шкаф или комод с множеством отделений. Его можно сделать из обувных коробок, склеив их между собой. В один из ящиков спрячьте игрушку или что-нибудь знакомое ребенку. Ваш ребенок должен найти их, достать и назвать.
«Буль-буль»
Приготовьте большую миску с водой, разноцветную гальку, бусинки, пуговицы, ракушки и т. д. Поместите предметы в воду вместе с ребенком, повторяя «буль», «пузыри» при каждом броске.
«Шарик»
Для игры вам понадобится маленький легкий воздушный шарик или обычный воздушный шарик (без гелия, иначе он тут же улетит). Мяч можно подбросить вверх со словами «Ооо! Ооо! Ого!».
«Цап-цап»
Пусть ваш ребенок сядет за стол, положив локти на стол. Поместите мелкие предметы, такие как бусинки или пуговицы, примерно по длине вашего предплечья. Поместите рядом с ним коробку. Теперь ребенок должен поднять предмет локтем до слова «Цап-цап» и поднести его к ящику на звук «Бац!». Кстати, вы можете организовать соревнование, когда ребенок освоит игру.
Еще один совет: старайтесь создавать ситуации, когда ребенку может понадобиться предмет, игрушка, как можно чаще, убедитесь, что он это сделал, хотя бы попробуйте назвать это словом.
Помните, что в первый раз ребенок вряд ли поймет, как правильно выполнять упражнение, наберитесь терпения и объясняйте и показывайте снова и снова. Делая это по 10-15 минут каждый день, вы обязательно добьетесь успеха, и вашему ребенку понравятся его первые слова!