Проблемы психического здоровья, такие как депрессия и тревога в подростковом возрасте, особенно среди девочек, достигают пика в 15 лет.
В Казахстане один из самых высоких показателей самоубийств среди подростков в мире. ЮНИСЕФ активизировал свои усилия по борьбе с самоубийствами среди подростков и улучшению общего психического благополучия молодежи страны.
Крупномасштабная пилотная программа ЮНИСЕФ в настоящее время направлена на повышение осведомленности о психическом здоровье в школах, обучение персонала распознаванию случаев повышенного риска и обеспечение направления подростков из группы риска к специалистам в области здравоохранения.
Пятеро из 50 000 подростков, участвующих в программе, согласились поделиться своими историями, чтобы рассказать молодым людям по всему миру: «Если вы страдаете, вы можете обратиться за помощью».
Смерть казалась единственным вариантом
Джардемула (15 лет)
У нас есть пословица: «Нет дома без ссор». В моем случае было слишком много аргументов. Постоянные ссоры родителей усложняли мне жизнь. Я хотел уйти из семьи. Смерть казалась единственным выходом.
После консультации психолога в школе я чувствую себя намного лучше. Раньше я думал, что деньги — это решение всех проблем. Сегодня я знаю, что самый богатый человек — это тот, кто хорошо себя чувствует. Мой психолог тоже поддерживает моих родителей. Раньше мама меня игнорировала. Сегодня она нежная, и мы очень близки.
Я больше не хочу покончить жизнь самоубийством. Я не хочу, чтобы мои родители плакали. Моя мама носила меня девять месяцев и родила. Теперь я понимаю, что наше благополучие неразрывно связано — я хочу заботиться и уважать себя и своих родителей.
Теперь я знаю, что все проблемы решаемы
Мария (16 лет)
Многие подростки страдают депрессией. К сожалению, я тоже. В какой-то момент мои проблемы казались неразрешимыми — я постоянно думал о смерти. Мысли поглощали меня и никогда не оставляли в покое. Однажды я выбрал дату своей смерти и отметил ее в календаре.
В то время в класс вошел психолог и рассказал о важности психического здоровья. Потом она подошла ко мне и предложила зайти к ней в офис. После нашего разговора мне стало легче. Я пошел домой и вычеркнул дату своей смерти. Я начала регулярно ходить к психологу, и она посоветовала сходить к врачу-психиатру.
Я не могу сказать, что все мои проблемы сегодня ушли или что у меня все хорошо. Но я уже чувствую перемену, теперь знаю, что все проблемы в моей жизни разрешимы. Я снова строю планы. Я хочу быть визажистом и путешествовать по миру.
Я не любил жизнь.
Назерке (15 лет)
«Для чего я живу? В жизни нет смысла». Эти мысли возвращались ко мне. Потом я почувствовал себя некрасивым. Я был уверен, что меня никто не любит, никто не хочет меня. Моя самооценка была очень низкой. Я не любил жизнь.
Только после разговора со школьным консультантом я начал понимать, насколько важно заботиться о себе. Вместо того, чтобы скрывать свои чувства, я начал делиться ими со своими друзьями, семьей и специалистами в области психического здоровья. Все были рядом, чтобы поддержать меня. Я начал понимать, что меня любят, что я такой же хороший, как и все остальные.
У меня сегодня больше друзей. Я могу любить других и помогать им. Теперь я понимаю, что жизнь — это драгоценный дар, и ты живешь только один раз. Я решил, что хочу стать врачом, чтобы поддерживать и помогать другим. Я должен много работать для этого, но сегодня я убежден, что у меня это получится.
Самоубийства являются одной из основных причин смерти девочек и мальчиков подросткового возраста, в то время как депрессия, тревога, поведенческие проблемы и членовредительство являются одними из наиболее фундаментальных факторов, усугубляющих бремя болезней среди молодых людей.
Я споткнулся, но встал.
Янерке (15 лет)
Жизнь подобна реке — одни текут легко, а другие все же находят свой путь к камням. Вот что случилось со мной. Я чувствовал, что дома со мной обращаются несправедливо. Я ненавидел всех и казалось, что меня никто не понимает. Я чувствовал себя одиноким. Я начал проводить много времени в темных комнатах. Я носил черную одежду и слушал громкую музыку. Мои мысли стали очень мрачными — я хотел заснуть и никогда больше не просыпаться.
Однажды к нам в класс пришла психолог и дала нам анкету для заполнения. Мне было все равно, но это помогло мне избавиться от негативных мыслей. Позже меня пригласили к психологу. Конфиденциальность нашего разговора помогла мне раскрыться. Мы много говорили, и затем медленно, но верно я начал смотреть на жизнь с другой точки зрения.
Сегодня я вижу добро и зло, печаль и радость как неразлучных друзей, как черное и белое. Я споткнулся, но встал. Как однажды сказал поэт: «Каждый человек имеет право оправиться от своего падения».
Я хочу вам сказать, что вы не одиноки.
Аруджан (18)
Я родился с лишним пальцем ноги. Однажды я играл с другими детьми, которые начали дразнить и оскорблять меня. Именно тогда я понял, что я другой. С этого момента я начал уходить в себя. Я стал неуверенным, плохие мысли поглотили мой разум. Я начал думать, что, как и мой палец, я тоже могу быть «лишним», чего не должно быть в этом мире. Я хотел покончить жизнь самоубийством.
В какой-то момент у меня была возможность поговорить с психологом в моей школе. Мы поговорили о жизни, и она спросила меня, почему я хочу покончить жизнь самоубийством. Я заплакал и рассказал ей свою историю. Она сказала мне, что мой палец не был причиной для самоубийства, и что есть медицинские методы, чтобы справиться с этим. Она поговорила с моей матерью, и через несколько дней мы все трое отправились в больницу, чтобы удалить лишний палец.
Сняв повязки, я почувствовал себя так, будто вышел из тумана — мне стало лучше, как будто мне дали крылья. Я рассказываю вам эту историю, потому что, вероятно, есть другие молодые люди, которые борются с собой. Хочу вам сказать, что вы не одиноки и выход есть.