Как научить ребенка читать и когда начинать: простые способы

kak nauchit rebenka chitat i kogda nachinat prostye sposoby 1 Блог

Современные родители очень стараются сделать своих детей прекрасными детьми. Различные методы раннего обучения сейчас популярны как никогда. В первую очередь, продвинутые мамы и папы стараются как можно раньше научить своих детей читать, но не у всех это получается. Мы рассказали учителям и психологам, как выбрать лучшие методы домашнего обучения и нужно ли заставлять ребенка учить буквы в 3–4 года.

Один из самых известных детей в области чтения — мальчик по имени Миша, родившийся в глухом селе Винницкой области. Удивительно, но никто из взрослых не пытался научить Мишу чтению в юном возрасте. Однако уже в возрасте 1 и 3 месяцев Миша самостоятельно освоил алфавит, а в полтора года стал читать газеты. В 2 года вундеркинд научил свою неграмотную 85-летнюю прабабушку, приехавшую из другого села, помогать воспитывать ребенка.

— Сегодня многие мамы одержимы воспитанием блестящих детей, — поясняет воспитательница Татьяна Мелехина. — Они не могут почивать на лаврах других детей, которые в 3 года уже знают таблицу умножения и читают Чехова.

Однако все дети разные, и не каждый ребенок может научиться читать только к 6-7 годам, и все это своевременно. Основным занятием дошкольников по-прежнему остается игра, она помогает им гармонично развиваться.

Родители, которые пытаются заставить ребенка учить буквы в возрасте 3–4 лет, только причиняют ему боль, отвлекая его от естественного процесса познания мира.

Фактически, будущие способности человека совершенно не зависят от возраста, в котором он учится читать; скорее, они связаны с развитием детского воображения и фантазий. Поэтому вместо того, чтобы бросать кубики с буквами в манеж, лучше рассказывать ему истории, участвовать в интересных играх и как можно больше разговаривать, чтобы сформировать правильную речь.

Практика показывает, что дети, которые научились читать в первом классе позже, работают с текстом не хуже, чем их сверстники, освоившие книги намного раньше.

Детские психологи обычно считают, что раннее обучение чтению, если это не желание ребенка, мешает нормальному развитию мозга. Поэтому засовывать детскую азбуку раньше времени не только бессмысленно, но и вредно. — Дело в том, что до 7 лет у большинства детей участки мозга, отвечающие за распознавание букв, еще не созрели, — говорит психолог Марина Тимошина. — Если родители заставляют своего ребенка учиться, эта часть мозга замедляет развитие других частей, ответственных за социальное взаимодействие и образное мышление.

В результате попытки сделать из ребенка гениального, грамотного или красноречивого ребенка в возрасте 3-4 лет в некоторых случаях могут привести к проблемам с общением и общему снижению интеллекта. Но, конечно, не следует путать одаренность ребенка со стремлением родителей научить своего ребенка знаниям. Если ваш ребенок сам тянется к книгам и пытается выучить буквы, то не останавливает его, скорее всего, желание рано прочитать его индивидуальные особенности.

Алена Меркулова, многодетная мать из Москвы, на собственном опыте убедилась, что возраст, в котором ребенок учится читать, очень индивидуален и никогда не стоит обгонять локомотив.

«Так получилось, что моя старшая дочь выросла очень старой и очень рано начала читать. Мы ничего специально не делали. Единственное, я много читал ей, пока она была в коляске.

В 1,5 года у Маши уже была потрясающая зрительная память, она приносила мне кубики с буквами и просила назвать их. В 3 года она уже читала по слогам, а в 4 года смогла самостоятельно читать книги для 7-8-летних.

Когда мой второй сын начал подрастать, все пошло по-другому. В 4 года он даже не хотел играть кубиками с буквами, не говоря уже о том, чтобы их запоминать. Но мы думали, что он просто ленив, поэтому очень старались заставить его выучить алфавит. В результате мы полностью отговорили его от чтения.

Ведь только учитель 1-го класса мог помочь ему освоить книги, он не хотел с нами ничего делать. Поэтому, когда родилась третья дочка, мы не мучили ее приемами раннего развития и позволяли спокойно играть до школы. В шесть лет она проявила интерес к самостоятельному чтению, а за три месяца освоила стандартную методику школьного алфавита.

Самые популярные методы обучения чтению: достоинства и недостатки

Школьная (звуковая) методика. Это традиционный способ обучения детей чтению в школе. В его основе лежит принцип алфавита. Сначала ребенок изучает звуки и буквы, а затем объединяет их в слова и предложения.

За: Родителям легче обучить этому методу дома, потому что он всем известен. Логопеды считают, что этот метод лучше, так как он помогает избавиться от дефектов речи и учит ребенка слушать, улавливать звуки слов и правильно их произносить.

Минусы: этот метод не подходит для раннего обучения чтению, рекомендуется для детей 5-6 лет и занимает много времени. Когда дети впервые учатся так читать, они не понимают, что читают, потому что сосредотачивают все свое внимание на произнесении определенных слов.

Метод Марии Монтессори. Эта система сообщает детям, что они сначала учатся писать буквы, используя специальные рамки и карточки-вкладыши, а затем они учат буквы. Ребенок должен сначала произнести звук, а затем обвести вырезанную из специальной грубой бумаги букву.

Плюсы: Метод поддерживает развитие у ребенка мелкой моторики и не содержит скучных упражнений и заданий. Кроме того, упражнения и игры развивают логику ребенка и учат его сразу читать вслух, а не читать вслух.

Минусы: этот метод не подходит для домашнего обучения, так как требует много дорогих материалов, карточек, книг и вспомогательных средств. Как правило, этот метод используется в специальных детских садах, где преподается эта программа.

Метод Зайцева (кубики). Этот метод предполагает обучение чтению с помощью складок, то есть с согласной и гласной, или с согласной и твердого и мягкого знака, или с одной буквы. Обучение доставляет удовольствие даже маленьким детям, потому что это похоже на счастливую игру в кости.

Плюсы: Метод подходит для раннего обучения чтению, его можно использовать даже с годовалыми малышами. Кубики не отнимут у родителей много времени и их можно будет делать в перерывах между занятиями. Доказано, что щиколотки Зайцева стимулируют органы чувств, включая развитие мелкой моторики, музыкального слуха, чувства ритма и восприятия звука.

Минусы: В школе дети, которых учат читать по этой системе, допускают ошибки в звуковом анализе слов и не могут понять их состав, а также «глотать» окончания. Кубики Зайцева довольно дорогие и не каждый может сделать их самостоятельно.

Метод Домана (карты). Дети, которые учатся читать по этому методу, не запоминают названия букв и звуков, но учатся распознавать слова целиком. Вашему ребенку регулярно показывают набор карточек, и он учится очень быстро читать слова целиком даже в раннем возрасте.

Плюсы: метод помогает научиться читать с раннего возраста в увлекательной игровой форме. Дети, которые могут этому научиться, обычно обладают прекрасной памятью и могут запоминать много информации.

Минусы: этот метод отнимает много времени у родителей, поскольку необходимо регулярно распечатывать внушительное количество карточек. Позже у ребенка могут возникнуть трудности с школьной программой, в том числе с написанием и анализом слов.

Личный опыт

Екатерина, журналист: «Сын научился читать в три года. Никаких специальных методов мы не использовали — читали ему книги вслух, смотрели картинки. Купили пластиковый коврик — он состоит из« плитки »в которые вы складываете буквы и можете вынимать и строить разные формы. Таким образом, мы выучили буквы. Когда я читал книги своему сыну, я попросил его сказать мне, какая буква здесь, а какая там.

Мы также играли в такую ​​игру: я рассказывал историю и заменял ключевые слова написанными словами, которые я просил его прочитать.Например: «В комнату зашла девушка и увидела на столе большую пипетку», — она ​​написала «КОШКА» на листке бумаги.

Однажды я купила книгу с персонажами любимых мультфильмов моего сына — много картинок и простых предложений.Затем произошел прорыв: ребенок очень хотел знать, что написано, поэтому он прочитал это сам от корки до корки.

Оцените статью
МБОУ ДО ППМС центр Шанс
Добавить комментарий