Ребенка в дошкольном возрасте тянет к письмам, и первые уроки чтения ложатся на плечи родителей. LogicLike подскажет, с чего начать и как подойти к обучению.
На LogicLike.com дети развивают свои логические и математические навыки. Решайте головоломки, шаблоны, логические задачи и головоломки. У нас более 3500 интересных занятий.
- Попробуйте наш курс в игровой форме!
- С какого возраста учить ребенка читать?
- Ребенок точно готов учиться читать, если он:
- Методики обучения чтению, их плюсы и минусы
- Чтение по слогам (фонетический метод)
- Кубики Зайцева
- Карточки Глена Домана (чтение целых слов)
- Методика Марии Монтессори
- Какую методику выбрать?
- Учимся читать играючи
Попробуйте наш курс в игровой форме!
С какого возраста учить ребенка читать?
Единого мнения нет. Некоторые родители считают, что ребенок должен научиться читать в 4-5 лет. Другие снижают планку до 2–3 лет. Другие настаивают на том, чтобы ребенок не «мучил» себя до школы. Подобно обучению чтению, это работа школьных учителей. Кому можно доверять?
Каждый ребенок развивается в своем собственном темпе. Поэтому нужно не привязываться к конкретному возрасту, а оценивать, насколько будущий читатель «повзрослел», чтобы учиться.
Ребенок точно готов учиться читать, если он:
- может составлять полные предложения и выражать свои мысли ясно и связно;
- Может легко произносить и различать звуки речи, не путает согласные слоги (zha-za, da-ta) или буквы в согласных словах (kod-kat);
- Он различает правый-левый, верхний-нижний;
- Правильно произносит буквы;
- проявляет интерес к письмам и чтению.
Если ребенок как-то не соответствует критериям, но проявляет интерес к письмам и книгам, это нормально. Речь не такая последовательная, как хотелось бы — мы больше общаемся с ребенком, задаем и отвечаем на его вопросы. Вместо [c] получается [sh] — найдите логопедические упражнения, сделайте специальные упражнения или сходите к логопеду.
Ребенок больше не просто смотрит книжки с картинками, а просит или даже требует что-то почитать или пытается угадать для себя? Время пришло. Не упускайте этот момент мимо вашего носа.
Методики обучения чтению, их плюсы и минусы
Есть десятки техник, которые вы можете использовать, чтобы научить ребенка читать. Мы кратко обсудим некоторые из самых популярных из них и обозначим их преимущества и недостатки, которые не всегда очевидны.
Чтение по слогам (фонетический метод)
Классический метод, применяемый в детских садах и начальных школах. Сначала ребенок учится произносить звуки (фонетика) и буквы, а затем объединять их в слоги и целые слова.
Типовой арсенал: азбуки, буквари, карточки с буквами и слогами.
- «+» Ваш ребенок может легко слышать звуки в словах и произносить их, устраняя дефекты речи, если они есть.
- «-» Этот метод не подходит для младших дошкольников (3–4 года) и детей младшего возраста, так как требует определенного уровня знаний и занимает много времени.
Кубики Зайцева
На специальных кубиках ребенок видит все часто используемые слоги, отдельные буквы и согласные, а также пары твердых и мягких знаков.
Каждый кубик имеет определенный размер, цвет и звук, так что ребенок выучивает буквы и слоги вместе с буквами и слогами. Например, железные кубики означают звонкие слоги, деревянные кубики означают глухие слоги, большие кубики имеют твердые гласные, а маленькие кубики — мягкие.
- «+» Техника не зависит от возраста и преподается как игра, развивающая слушание музыки, мелкую моторику и т. д.
- «-» У кубиков Зайцева есть недостатки, которые приводят к тому, что дети «проглатывают» окончания слов и неправильно понимают фонетический состав слова (в школе их приходится переучивать).
Карточки Глена Домана (чтение целых слов)
Этот метод основан на том, что детям показывают карточки с картинками и словами, четко их идентифицируя. Дети учат слова не по частям, а целиком.
- «+» Возможность начать обучение в раннем возрасте, развитие феноменальной памяти.
- «-» Побочным эффектом метода Глена Домана являются проблемы с чтением и письмом и трудности со сложением слов.
Методика Марии Монтессори
Ребенок играет с буквами из грубой бумаги, которые наклеены на картонные тарелки.
Она повторяет голос для взрослых, а затем обводит пальцем контур буквы. Затем буквы используются для формирования слов и фраз в специальных фреймах.
- «+» Обучение через игру, развитие мелкой моторики.
- «Этот метод требует материальных затрат и больше предназначен для групповой деятельности.
Какую методику выбрать?
Попробуйте разные подходы, чтобы найти «свое».