Если вы хотите профессионально работать с невербальными детьми, пройдите курс обучения логопедии и детской речи. Программа предназначена для специалистов, уже прошедших обучение по патологии речи, в том числе на курсах переподготовки. Это дистанционный онлайн-курс, поэтому вам не нужно делать перерыв в работе.
В ходе курса вы получите всю необходимую информацию по этой теме. Вот лишь несколько важных моментов.
Как правильно учить ребенка говорить: основные этапы
Сразу скажем, что на многих этапах работы специалисту недостаточно. Очень важно, чтобы в этот процесс были вовлечены родители — эффект сеанса зависит от их поведения. Это нужно немедленно обсудить.
Как начать учить ребенка говорить? Это шаблон:
- Во-первых, узнайте, как ваш ребенок играет и взаимодействует со сверстниками и взрослыми. Он только пытается говорить или «объяснять» себя жестами? Он общается с другими или замкнут?
- Если наблюдается задержка речевого развития, важно установить, насколько серьезна задержка. На этом этапе проводятся обследования, в которых важную роль играет не только логопед, но и другие специалисты, такие как педиатр, невролог, логопед, аудиолог, психолог и др. Логопед рисует составить план тренировок по результатам тестирования и рекомендациям специалистов.
- В большинстве случаев необходимо рекомендовать смену семьи. Если ваш ребенок большую часть времени смотрит фильмы, занятия с логопедом вряд ли дадут немедленный эффект. Родители должны проводить больше времени, разговаривая со своим ребенком, и заменять просмотр мультфильмов активной игрой, включая игрушки, которые дети любят «издавать звуки» («гудок-машина», «гудок-слишком»), а также чтение и просмотр книг с яркими цвета. картинки.
- Ребенок учится имитировать звуки («мяу-мяу», «гав-гав») и произносить их вслед за взрослыми. Родители используют одни и те же техники во время игр и прогулок. Логопед также учит ребенка говорить, не забывая, что для правильного произнесения звуков и слов необходимо научить ребенка правильно дышать, развивать подвижность языка и менять артикуляционные движения. Для этого специалист использует дыхательные упражнения и упражнения на артикуляцию. Родители могут выполнять дополнительные упражнения по схеме, разработанной логопедом.
- Начинается работа над расширением пассивного словарного запаса и развитием понимания чужой речи. Ребенку показывают красочные картинки или карточки с картинками и называют изображенных на них животных, растений и предметов. Во время разговора и игры взрослый должен произносить слова очень четко и доходчиво, чтобы их было легче повторять.
- Возникает потребность в общении. Если ребенок привык «объяснять» жестами или мычанием, родители делают вид, что не понимают его. Есть семейное правило: если хочешь что-то спросить или сказать, говорите словами. Хвалите ребенка каждый раз, когда он что-то говорит (хотя и с ошибками), поскольку это усиливает желаемое поведение.
Здесь важна последовательность — еще рано учить ребенка произносить слова, если он не умеет пользоваться речевым аппаратом. Темп этих этапов варьируется от ученика к ученику, поэтому логопед должен регулярно пересматривать расписание и при необходимости адаптировать его.
Как учить ребенка говорить: даем рекомендации родителям
Если родители слишком обеспокоены задержкой речевого развития своего ребенка, важно успокоить их. Чрезмерная нервозность, беспокойство и постоянные попытки заставить сына или дочь говорить только помешают вашему прогрессу.
Чтобы уроки приносили желаемый эффект быстрее, посоветуйтесь с родителями:
- Больше общайтесь со своим малышом. Дети любят подражать взрослым. Если семья не собирается много разговаривать и проводит большую часть времени перед экранами гаджетов, дети, скорее всего, усвоят этот образец поведения.
- Не путайте и не искажайте слова. Причина та же, что и в первой рекомендации — детям нравится подражать взрослым. Если родители говорят «ла» вместо «девочка», как ребенок выучит правильное слово? Некоторые длинные слова являются исключением: например, вы можете сказать «дедушка» вместо «дедушка». Лучше вообще избегать воркования, особенно у младенцев старше 1–1,5 лет — ребенок начинает мурлыкать, потому что так поступают родители.
- Используйте развивающие игрушки. В частности, улучшение мелкой моторики полезно для развития мозга в целом и функции речи в частности.
- Делайте с ребенком упражнения на артикуляцию и превратите их в веселую игру. Можно баловаться и рассказывать забавные стишки («язык гуляет, моется, причесывается …») — детям это нравится, и они с удовольствием занимаются.
Как учить ребенка говорить в 1-1,5 года
Коррекция должна быть комплексной: имитация звуков, определение звуков, упражнения на артикуляцию и дыхательные упражнения.
Обычно начинают с самого простого — повторяющихся звуков. Примеры игр:
- Логопед делает вид, что ловит комара кулаком, подносит его к уху ребенка и говорит «з-з-з». Затем он просит ребенка «поймать комара». Затем та же игра повторяется, но с ритмом и звуком «ззззззз».
- Ребенку читают стихотворение о коровах на лугу и просят мычать.
- Логопед показывает ребенку часы и просит повторить звук: «Тик-так, тик-так.
- Ребенку показывают изображение ёжика или игрушку и просят фыркнуть, как ёжик: «ф-ф-ф-ф».
- Растяните губы в улыбке, затем закатите их и снова улыбнитесь;
- надуйте щеки, надавите на них пальцами и аккуратно спустите воздух;
- понюхайте цветок, вдыхая и выдыхая очень медленно.
Годовалый ребенок учится говорить и понимать простые слова: дай, мама, папа, да, нет и т. д. Он узнает названия предметов быта (кружка, ложка, тарелка) и животных (кошка, собака, лиса) . Хорошее упражнение — показать ребенку картинки в книгах или карточках и спросить: «Кто это?», «Что это?», «Что он делает?». так далее.
Как учить ребенка говорить в 2-3 года
Включите артикуляционные и дыхательные упражнения. Например, попросите ребенка кудахтать, как лошадь, широко открыть рот и провести языком по губам, покажите, как кролик жует морковь и т. д.
Для развития понимания речи организуются специальные игры, в которых взрослый дает команду, а ребенок ее выполняет. Например, когда ребенок слышит слово «дождь», он должен притвориться, что прячется в коттедже, а когда он слышит слово «солнце», он должен начать бегать по комнате. Например, логопед читает стихотворение, а ребенок повторяет инструкции: «Мы топаем ногами и хлопаем в ладоши». »
Пришло время также включить упражнения для начала простых фраз в уроки для детей 2-3 лет. Например, ребенок приказывает взрослым или игрушки, рассказывает, кого он видит на картинке или фотографии, помогает логопеду рассказать историю.
Эффект от занятий зависит от профессионализма логопеда. Времени на эксперименты практически нет, ведь чем старше ребенок, тем сложнее исправить нарушения речевого развития. Вот почему так важно повышать квалификацию, обмениваться опытом с коллегами и изучать новые техники — от этого зависит будущее детей, с которыми вы работаете.