Моя методика могла быть изобретена задолго до моего рождения. Но идея такого — легкого и, главное, не скучного — обучения дошкольников письму пришла ко мне вместе с опытом и порадовала такими быстрыми результатами, что я вправе называть это «своей методикой».
Как известно, в русском языке 33 буквы. На то, чтобы научить дошкольника быстро писать заглавными буквами, у нас уйдет ровно 30 дней. Почему 30? Потому что мы потратим один день на написание пар E / Y, I / Y и Y / Y.
Прежде чем мы начнем, я хотел бы поделиться с родителями важной информацией.
Я знаю, что все дети разные, но я бы не рекомендовал загружать ребенка до пяти с половиной лет буквами. Буквы для него — абстракция, причем довольно скучная. Лучше строчить. Если вы одаренный болтун, самое время позволить ему сесть за стол после шести. Догонят быстро. Еще одно важное условие — чтобы писать буквы, нужно узнавать их на листе. Даже ребенок, который не умеет хорошо читать, научится писать намного быстрее, чем его ровесник, не умеющий читать.
Не мучайте ребенка, написав до совершенства одно письмо. Это так же раздражает, как и долгая неинтересная работа. Одно письмо должно занимать до двух строк.
Не торопитесь и достаньте свой кошелек, лучшие копии можно бесплатно скачать из Интернета и распечатать на работе. Выбирайте такие листы для письма, чтобы строка состояла максимум из 10 букв, не выбирайте шрифты для первоклассников, пусть ребенок пишет больше заглавных букв. Его задача на этом этапе — вспомнить правила написания.
Не требуйте идеального набора текста, приложите усилия. Работайте карандашом. Если ваш ребенок решит схитрить, попросите его стереть уродливую букву и переписать ее. Но просите об исправлении только тогда, когда ребенок действительно хочет уйти от вас, а не когда он пытается и терпит неудачу.
Пишите одно письмо в день, и важно, чтобы вы не пропустили ни одного дня. Вся работа займет у вас не более 20 минут. Также подходят вечерние часы после уроков. Ваш ребенок не устанет. На самом деле детям не надоест все, что им нравится.
Пишите буквы строго по алфавиту. Это убьет следующего зайца: выучите алфавит или еще несколько слов.
Вы можете показать ему, как написать письмо на отдельном листе бумаги или написать первые 2-3 буквы подряд вместе с вашим ребенком, направляя его руку и показывая, с чего начать. Таким образом вы поможете руке ребенка «запомнить» движение. Если ваш ребенок упорно пишет в неправильном месте, поставьте точку на линии цветным карандашом или фломастером в том месте, где вы хотите, чтобы она начиналась. Не нервничайте — ставьте точки сколько угодно раз. Поверьте, вам не придется ставить ему точки, пока он не станет достаточно взрослым. Как только он начнет это делать, он сам откажется от ваших услуг.
У каждой работы должна быть цель. Только конкретная цель делает его интересным, а интерес, в свою очередь, побуждает к действию. И малышка не исключение.
Итак, потратив 4 дня и написав первые четыре буквы алфавита, добавьте задание, на которое претендует ребенок. Суть задания — разгадать загадку, закодированное на картинке слово и написать его. Распечатайте (вырежьте и приклейте или нарисуйте) картинку с простым и понятным названием, например, кот.
Рядом с картинкой следует поставить столько подчеркиваний, сколько букв в слове (в нашем случае 5). Над каждым подчеркиванием ребенок должен написать известную ему букву. Введите (напишите) буквы, которые ему еще не известны. Если ваш ребенок освоил буквы от A до G, слово КОРЗИНА будет выглядеть так: K O SH K _.
Ребенок будет очень счастлив, когда он «угадает» слово. Ребенок вводит пропущенные буквы над каждой строкой. Он пишет письмо и читает его, затем пишет еще одно письмо и снова его читает. Это позволит ему лучше ощущать звуки русского языка, ассоциировать их с буквой, определять их место в слове, потому что ему придется много раз произносить слово вслух, прежде чем он сможет их написать.
Старайтесь избегать таких слов, как «МОЛОКА», когда вы слышите одну букву, а пишете другую.
Итак, рецепт: две строчки и пять слов-картинок в день в течение месяца.
Чем дальше идет ваш ребенок, тем меньше букв вы набираете сами и тем длиннее становятся слова. Что касается буквы «Т», то почти все буквы заполняются самим ребенком, так как последующие буквы в языке используются реже.
С этого момента вы можете попросить ребенка подписать свой листок и написать на нем свое имя. Ничего не выбрасывайте, изучите написанные им листы. Вы заметите, что некоторые письма пересылаются ему не сразу. Если, например, «Z» упорно принимает неверное направление, просто добавляйте слова с непослушной буквой. Очень помогает конкурс, в котором мать и ребенок пишут по одной строчке каждую букву, обозначающую проблему, начиная с одного и того же времени. Во время такого конкурса вы напишете еще несколько строк, и навыки вашего ребенка окончательно закрепятся.
Как я упоминал ранее, буквы для ребенка — это абстракция, которую нельзя трогать или играть, поэтому вместо того, чтобы убеждать их писать, лучше «материализовать» алфавит.
Лучше это делать, когда мы только начинаем писать, когда наша рука ведет руку ребенка. Например, если ребенок знает, что у буквы B есть «спинка, живот и шляпа» и что Yo отличается от E с «глазами», правильное написание будет быстрее.
Как видите, не обязательно быть Макаренко, чтобы научить ребенка писать. И не рассчитывайте, что кто-то сделает это за вас: бабушки, няни, репетиторы.
Через две недели малыш быстро заполнит пропуски над линиями, воссоздав слово на слух на бумаге. Почему письмо так важно для ребенка? Потому что чем больше ты умеешь это делать, тем меньше беспокоишься. Вам нужно будет только удерживать этот навык, пока вы не решите, что пора вводить заглавные буквы.