Окружающие видели только апатию и пренебрежение к его занятиям, хотя на самом деле за ними стояло чувство стыда. Жене было стыдно за свою неспособность учиться и за то, что он ничего не может с этим поделать.
Неуверенность в себе. Женя не одинок в своей проблеме. Его апатия и гнев связаны с его неуверенностью. Подростки, испытавшие нечто подобное, чувствуют себя безнадежными. С годами они начинают сомневаться в собственных силах и в том, есть ли у них то, что они хотят. Это особенно часто встречается у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности или с нарушениями обучаемости. Когда дети учатся в младших классах, они лучше себя устраняют. Но когда в школе становится труднее, они прилагают меньше усилий, полагая, что учиться слишком сложно, и они недостаточно умны. Они не пытаются выполнять задания, так как вероятность неудачи высока, и это может указывать на отсутствие у них навыков.
Перфекционизм. Перфекционист может отложить начало проекта только потому, что не знает, сколько энергии ему потребуется для его безупречного завершения. Он склонен думать, что «должен» выполнить свою работу.
Родители редко видят в своих детях перфекционистов, как раз наоборот. Однако большинство перфекционистов страдает внутренним чувством, что они не справляются со своей работой. За их желанием идеально выполнять свою работу кроются проблемы с самооценкой. Высокие стандарты — это хорошо: они заставляют нас стремиться к большему.
Когда человек не осознает, что он не может соответствовать этим стандартам, у него развивается перфекционизм. Перфекционисты, страдающие от прокрастинации, строят нереалистичные ожидания, а затем избегают работы, чтобы избежать беспокойства, которое она вызывает.
Хотя многие взрослые тоже склонны откладывать дела на потом, для подростков это признак незрелости. Когда они начинают работать, они могут не получать от этого удовольствия, пока не закончат. Они также не могут справиться с разочарованием и тревогой, когда узнают что-то новое. Вы можете услышать, как ваш подросток говорит: «Это несправедливо, это слишком сложно».
Родители должны научить своих подростков смотреть на эти ситуации с отношением «Я думаю, что я справлюсь». Они также должны устанавливать ожидания, которые позволят им быть независимыми и контролировать ситуацию. Это единственный способ развить внутреннюю мотивацию, необходимую им для выполнения своей работы.
Давайте рассмотрим несколько советов, которые родители могут использовать, чтобы помочь своим подросткам справиться с прокрастинацией.
Не поддавайтесь рациональным объяснениям. Посмотрим правде в глаза: люди, которые откладывают дела на потом, — лжецы. Они регулярно лгут о том, сколько времени требуется на выполнение работы, и приходят к выводу, что времени достаточно, чтобы все сделать идеально. Эта ложь называется рационализацией. Чтобы справиться с прокрастинацией, вам нужно распознать рационализацию и указать ее на человека, который ее делает. Например, когда ребенок использует одну из приведенных выше фраз, покажите ему весь список и спросите, знает ли он эти ситуации:
«Я работаю более продуктивно, когда времени мало, поэтому я жду, пока не останется времени, и тогда я смогу выполнить свою работу правильно».
«Если я подожду, то быстро напишу эту статью»;
«Если я сейчас приступлю к работе, я пропущу эпизод моего любимого сериала».
«Расслабься. Это всего лишь одна задача. Если я этого не сделаю, мир не развалится».
«Я не знаю, как это сделать, поэтому я подожду, пока что-нибудь не придумаю».
«Мне легче выполнять эту работу, когда я в порядке, поэтому я подожду, пока мое настроение не улучшится».
«В прошлый раз я сделал это в последнюю минуту, и все сработало. Почему бы не сделать то же самое сейчас?»
Избегайте негативного мышления. Люди, склонные к прокрастинации, негативно относятся к своей работе. Давайте посмотрим на некоторые из их отрицательного отношения и попробуем переформулировать их: