Как помочь гиперактивному ребенку

a strong kak pomoch giperaktivnomu rebenku strong a Блог

Появление гиперактивного ребенка в детском саду или классе с первых минут усложняет жизнь всей группе. Он прерывает урок (или занятие в детском саду), вскакивает со своего места, отвечает невпопад, перебивает учителя. Очевидно, что такое поведение может раздражать даже очень терпеливого педагога. Успех взаимодействия с таким ребенком во многом зависит от стратегии и тактики взрослого.
ПРИМЕР
Учительница первого класса обратилась к психологу с жалобой на одного из своих учеников. Рим П., — сказала она, — просто смеется надо мной. Он настолько избалован, что не знает, как вести себя в классе. Он выкрикивает все ответы со своего места, перебивает меня, не дослушав вопрос до конца, постоянно стучит вещами по столу, успевает поболтать почти с каждым ребенком в округе, издевается, смеется и отвлекает весь класс. Когда я его ругаю, он либо делает вид, что не слышит, либо обижается и грубит. Я пробовала все, чтобы повлиять на него: ставила его в угол, писала записи в дневнике, ходила с ним к директору школы, оставляла его в классе на перемене, звонила его родителям. Его матери и бабушке, которые воспитывают цыган, иногда приходится приходить в школу несколько раз в неделю, чтобы выслушать жалобы на него. Но и они не в состоянии ничего изменить. Цыгане с каждым днем становятся все более наглыми, а однажды они даже попытались покинуть свой дом. Что следует предпринять?
ПРИМЕР
Диане М. всего пять лет. Но родителям уже дважды пришлось переводить ее в другой детский сад, потому что, по словам воспитателя, ее присутствие в группе угрожало здоровью остальных. Иногда Диана носится по группе как торнадо, иногда бросает в детей игрушки, когда они говорят ей что-то неприятное, иногда пытается выхватить у воспитателя миску с супом и выливает содержимое на детей. В свободное от работы время она не спит и поет песни во всю мощь своих легких.
Приход Дианы в новый детский сад в первый день вызвал беспокойство среди родителей других детей. Директор детского сада и воспитатели провели собеседование с психологом детского сада.
Многие из нас знакомы с подобными примерами в своей практике консультирования. Заглядывая в будущее, мы хотели бы отметить, что эффективность работы детских педагогов и медсестер во многом зависит от выбранных ими стратегий. Первый шаг к решению проблемы уже сделан: выявлены гиперактивные дети. Более того, и учительница цыган, и воспитательница детского сада Дианы готовы сесть за стол переговоров с родителями и привлечь к работе с ними других специалистов (учителей, психологов и врачей). Результатом такой совместной работы может стать разработка уникальной образовательной стратегии для каждого ребенка.

В случае с цыганами один из учителей предложил выход из ситуации. На собрании учителей педагоги проанализировали уже использованные методы воздействия на «проблемного» ребенка и пришли к выводу, что ни один из них не является эффективным. Вместе они искали новые возможности. Именно в этот момент на помощь пришел учитель музыки. Она заметила, что у Ромы был абсолютный диапазон и голос, очень редкий для мальчика его возраста. Она пригласила Рому в школьный хор и посоветовала его родителям отправить его в музыкальную школу. Ребенок с удовольствием занимается музыкой и наконец-то может почувствовать свой успех. Его родители, привыкшие к тому, что Рому ругают, куда бы он ни пошел, относятся к нему по-другому. Оказывается, есть то, чем они могут гордиться и поздравить своего ребенка с этим. А гиперактивные дети гораздо более чувствительны к похвале, чем другие. Рома «открылся», нашел свое «я», и не сразу, но и взрослые, и сверстники стали замечать изменения в нем. А учителя в сотрудничестве с психологом продолжали наблюдать за ребенком и разрабатывали новую стратегию работы с ним. Крики и ругань уменьшились, что положительно сказалось на поведении мальчика.
Другой подход был найден с Дианой. Оказалось, что дома у девочки не было проблем с поведением. «Диана послушна и не темпераментна, — говорит ее мать, — потому что отец держит ее в «острой перчатке». Психолог дошкольного учреждения организовал для педагогов тренинг «Работа с гиперактивным ребенком», в ходе которого педагоги разработали методы индивидуальной работы с Дианой. Раньше учителя пытались воздействовать на Диану только демократическими методами: долго объясняли ей, почему она должна вести себя определенным образом, и пытались мягко призвать ее к порядку. Такой подход учителей контрастировал с домашним воспитанием, где каждое действие девочки сопровождалось окриком, запретом: «Не подходи! Она часто подвергалась и физическому наказанию. Эти подходы противоречили друг другу, и непоследовательность взрослых приводила к тому, что ребенок все больше и больше капризничал. Практика показывает, что ни один из этих методов не подходит для работы с гиперактивными детьми. Поэтому педагоги выбрали подход, отличный от подхода Дианы, который также оказался приемлемым для родителей.
Мягкая форма ругани и запретов со стороны воспитателей была заменена категоричным, но кратким «нет», после чего ребенку предлагалось альтернативное поведение. Например: «Ты не можешь рисовать на обоях, но если ты хочешь рисовать на стене, мы наклеим на нее лист бумаги». Или: «В нашей группе запрещено бросать игрушки. Если вы хотите что-нибудь бросить, я дам вам пенопластовый мячик.
Прежде чем издавать такие запреты, мы должны спросить себя, оправданы ли они. Еще один момент: если запретов слишком много, они теряют свою эффективность.
Поведение Дианы постепенно изменилось, когда ее родители и воспитатели стали относиться к ней так же. Она стала меньше манипулировать взрослыми, чувствовать уверенность в своих действиях, прислушиваясь к своим желаниям и стремлениям.
В результате этой целенаправленной работы отношения с девушкой улучшились. Педагоги группы поняли, что ребенок нуждается в них, и использовали несколько новых методик, одна из которых оказалась очень эффективной: контакт прикосновением. Например, когда воспитательница укладывала ребенка спать на тихий час, она сидела рядом с Дианой, гладила ее и говорила мягкие, любящие слова. Мышечное возбуждение и эмоциональное напряжение Дианы уменьшились, иногда она даже засыпала, а когда просыпалась, отдыхала, становилась менее импульсивной и непредсказуемой.

Поэтому при работе с гиперактивными детьми необходимо анализировать конкретную ситуацию в каждом случае. На этой основе можно разработать индивидуальный курс действий. Это, конечно, очень ответственный шаг. Потому что если мы выберем неправильную стратегию, положение ребенка в детском сообществе и дома может только ухудшиться. Поэтому еще важнее, чтобы учителя, психологи и врачи работали вместе.
Однако иногда даже взрослые, работающие вместе, не достигают желаемого результата. Почему так происходит?
ПРИМЕР
Денис Д. учится в третьем классе. Он много читает и любит дополнять рассказ учителя интересными фактами на уроках природоведения и истории. Но он грубо перебивает учителя, прыгает за его парту и всегда хочет уйти первым. Однако при написании диктантов и тестов Денис пропускает буквы и целые слова в предложениях, делает ошибки в вычислениях. Обсудив проблемы ребенка, учитель и родители пытаются вместе помочь ему.
В медицинской карте Дениса был поставлен диагноз «синдром дефицита внимания с гиперактивностью». Зная, что гиперактивность может характеризоваться импульсивностью, дефицитом внимания и двигательной гиперактивностью, родители решили лечить это расстройство жестким, бескомпромиссным способом. Однако они не учли, что от ребенка нельзя ожидать выполнения такой сложной задачи: быть внимательным, трудолюбивым и сдержанным одновременно.
Гиперактивный ребенок физически не способен внимательно слушать воспитателя или учителя в течение длительного времени, сидеть спокойно и сдерживать свои порывы. Вначале рекомендуется тренировать только одну функцию. Например, если вы хотите, чтобы ваш ребенок был внимателен, пока вы выполняете задание, вы должны убедиться, что не замечаете, как он ерзает или прыгает вверх-вниз. Если ребенка предупредить, он некоторое время будет стараться вести себя «хорошо», но не сможет сосредоточиться на задании.
В качестве альтернативы, в соответствующей ситуации, вы можете тренировать способность к настойчивости и вознаграждать ребенка только за спокойное поведение, не требуя в этот момент активного внимания. Если у ребенка есть сильное желание двигаться, нет смысла его подавлять. Лучше научить его высвобождать свою энергию соответствующим образом: плавание, легкая атлетика, танцы, футбол.
Воспитателям детских садов, естественно, следует помнить, что гиперактивному ребенку легче работать в начале дня, чем в конце, а также в начале урока, чем в конце. Интересно отметить, что ребенок, который работает один со взрослым, не проявляет признаков гиперактивности и справляется гораздо лучше.
Нагрузка на ребенка должна быть адаптирована к его способностям. Например, если дети в группе детского сада могут заниматься каким-либо видом деятельности в течение 20 минут, но гиперактивный ребенок продуктивно работает только 10 минут, нет причин заставлять его продолжать занятие дольше. Это не поможет. Мудрее дать им другое занятие: попросить полить цветы, накрыть на стол, подобрать карандаш, который «случайно» выпал, и т.д. Если ребенок в состоянии продолжить занятие, он может вернуться к нему.

Учебный час длится 40-45 минут, и каждый ребенок должен придерживаться расписания. К сожалению, гиперактивный ребенок не способен удерживать свое внимание активным в течение такого длительного периода времени. Ему будет легче, если урок будет разделен на более короткие периоды. Выполнив 2-3 задания, он может, например, поиграть с детьми, сделать небольшую физкультминутку или пальчиковую гимнастику.
Психологи обнаружили, что чем драматичнее, выразительнее и театральнее учитель, тем легче ему справиться с проблемами гиперактивного ребенка, которого привлекает все неожиданное и новое. Необычное поведение учителя меняет психологическое состояние ребенка и помогает ему сконцентрироваться на необходимом предмете.
В процессе обучения, особенно в начале, гиперактивному ребенку очень трудно одновременно выполнять задание и поддерживать чистоту. Поэтому вначале учитель может снизить требования к чистоте. Это помогает дать ребенку чувство выполненного долга (и тем самым повышает мотивацию к обучению). Ребенок должен получать удовольствие от выполнения задания, и его самооценка должна повыситься.
В случае с Дианой воспитатели смогли наладить контакт с девочкой через тактильный контакт. Этот метод также можно применять при работе с гиперактивными детьми в школе. Для этого ребенка можно посадить рядом с учителем (за первой партой). Учитель перемещается по классу и кладет руку на плечо ребенка, когда тот отвлекается. Этот контакт действует как сигнал для «включения» внимания. Это избавляет взрослого от ненужной ругани и нравоучений.
Учебная программа, по которой мы учим наших детей в школе, с каждым годом становится все сложнее и сложнее. Нагрузка на детей возрастает, интенсивность преподавания увеличивается. Иногда ученикам приходится менять вид деятельности 8-10 раз в течение 45 минут урока. Для детей без инвалидности это позитивно, так как монотонная и повторяющаяся работа становится скучной. Гиперактивным детям труднее переключиться с одного вида деятельности на другой, даже если учитель или воспитатель просит об этом. Поэтому взрослый должен заранее договориться с ребенком, чтобы подготовить его к смене деятельности. Учитель в школе может сказать за несколько минут до окончания задания «3 минуты до конца».
Кроме того, в группе или классе детского сада можно использовать специальную доску объявлений, на которой будут указаны основные моменты дня, порядок выполнения заданий и правила поведения. И дошкольникам, и школьникам легче и комфортнее воспринимать информацию, если используются не только слова, но и понятные детям символы.
Чтобы у ребенка не возникло негативных чувств по отношению к взрослому, который прерывает интересное и понятное ему занятие, можно использовать невербальные сигналы, например, сигнал установленного времени в определенный момент. Кроме того, ребенку заранее сообщают, на какое время нужно установить таймер и что делать после сигнала. В этом случае он не проявляет агрессии по отношению к учителю и готов сменить вид деятельности. Конечно, это не решит проблему полностью, но поможет учителю сохранить хорошие отношения с ребенком.

С первых дней в школе ребенку приходится перестраивать свою жизнь и менять привычки. Каждый учебный час и даже на переменах ему или ей приходится подчиняться новым требованиям и правилам. Гиперактивный ребенок с трудом выполняет то, о чем его просят взрослые, и это дается ему особенно тяжело. Поэтому желательно, чтобы уже в детском саду дети научились следовать определенным правилам и инструкциям.
Для этого можно использовать следующую технику. Когда учитель дает детям новое задание, он может попросить гиперактивного ребенка «озвучить» правило выполнения задания и рассказать сверстникам, как и что они должны делать. А чтобы добиться более эффективного результата, вы можете обсудить с ребенком, чего он хочет, до начала работы, чтобы посоветовать ему, как добиться успеха в выполнении задания. Если ребенок уже умеет писать, попросите его написать правило (инструкцию) на листе бумаги и повесить его на видном месте.
Если ребенок нарушает правило, которое он придумал сам, взрослый может легко указать ему на список правил. Книге правил можно дать постоянное название, например, «Советы для меня». Если составление такого свода правил невозможно или нецелесообразно, учитель может просто давать устные инструкции. Однако важно отметить, что инструкция должна быть очень конкретной и содержать не более десяти слов. В противном случае ребенок не будет слушать взрослого и не запомнит инструкции, что помешает ему выполнить задание. Учитель должен четко сформулировать правила и указать последствия в случае их несоблюдения. Однако следует объяснить ребенку, что «непреднамеренное» нарушение правила не означает, что все потеряно и не стоит пробовать снова. Конечно, он/она может исправить ошибку. Он/она добьется успеха. У него/нее есть уверенность в этой области.
Система поощрений и наказаний должна быть достаточно гибкой, но при этом последовательной. И здесь необходимо учитывать особенности гиперактивного ребенка: он не способен долго ждать, поэтому поощрение должно быть немедленным и повторяться примерно через 15-20 минут. Одним из вариантов поощрения является распространение жетонов, которые можно обменять на вознаграждения в течение дня. Как же наградить ребенка?
В детском саду воспитатели могут выяснить, что нравится детям, поговорив с ними или попросив нарисовать картинки на тему «Когда я счастлив», «Я счастлив, я счастлив…». В школе легко выяснить предпочтения ребенка по его сочинениям на одни и те же темы. В дальнейшем это поможет учителю стимулировать действия ребенка.
Поскольку гиперактивный ребенок очень импульсивен, его неожиданные, иногда даже провокационные действия могут спровоцировать чрезмерно эмоциональную реакцию взрослого. Сохраняйте спокойствие в любых ситуациях. Помните: нет хладнокровия — нет преимущества! Прежде чем реагировать на неприятную ситуацию, остановитесь на несколько секунд (например, сосчитайте до десяти). Избегая эмоциональных всплесков, вы также избежите чувства вины за слабость и лучше поймете ребенка, который так нуждается в вашей поддержке.

Каталог сайтов Всего.ру
Оцените статью
МБОУ ДО ППМС центр Шанс
Добавить комментарий