Как повысить самооценку у ребенка

kak povysit samoocenku u rebenka Блог

Как научить ребенка адекватно оценивать себя, чтобы он мог критически относиться к оценкам сверстников, учителей, а затем коллег и начальства. Объясняет семейный психолог Мария Самоцветова.

Самоуважение, самопрезентация, самокритика, самооценка. Эти особенности присущи всем людям, в том числе детям. Сравнение и суждение — основа самооценки детей и взрослых. Анализируя себя и других, мы можем сделать выводы: мы лучше, мы хуже, мы равны.

И здесь стоит сразу и твердо не согласиться: сравнивать себя с другими полезно только тогда, когда наша самооценка и самопрезентация адекватны и верны. В этом случае сравнение приведет к изменениям в желаемом направлении.

Сравнивать ребенка только с ним самим (с его предыдущими результатами)

У детей самопрезентация и самооценка еще не сформированы, поэтому самое главное правило: не сравнивайте намеренно своих детей с другими, а с собой! Раньше вы писали диктант двумя, а теперь тремя — молодец, умница, успехов! Это потому, что вы выросли на себе, а не потому, что вы выросли до уровня Петра, Кати или Тани. Детей нужно учить стремиться к лучшей версии самих себя, а не других. Может случиться так, что «лучшая версия» ребенка может писать диктанты с оценкой B-минус, но никогда с оценкой A. Тогда создание примера из идеального ученика становится деструктивным.

Рыба не станет птицей, как бы вы ее к этому ни побудили. Посеянная морковь в репу не превратится. Но за морковью можно ухаживать и выращивать так интенсивно, что из нее вырастет морковь — мастер сельскохозяйственной выставки, лучшая морковь! Таким образом, каждый ребенок — это уникальный плод любви (будь то овощ или фрукт), и задача родителей — сделать их лучшими в своем собственном уникальном виде, а не сделать их похожими на кого-то другого.

Отсутствие сравнений в раннем детстве и школьном возрасте способствует адекватной самооценке ребенка. Низкая самооценка, как и завышенная самооценка, неадекватна. Да, мы все разные, и кто-то в чем-то лучше, чем кто-то другой, но это не значит, что кто-то лучше вас как личность.

Когда мы говорим о повышении самооценки детей, мы имеем в виду, что она недооценена (т. Е. Неадекватна) и ее необходимо восстановить до прежнего адекватного уровня. В большинстве случаев низкая самооценка ребенка является следствием частых сравнений и примеров для подражания для других детей. Ребенок слышит не «иди за Пиетей, я знаю, ты сможешь» (что, надеюсь, имеют в виду родители), а «Пиетя там хорошо, а тебе — ну так себе», «как повезло родителям Пиетии, что они родили» , а я, ну, это мой крест нести за меня ». Подобные рассуждения никогда никого не поощряли становиться лучше. И вообще, идея «стать лучше, быть любимой и не покинутой» разрушительна и дисфункциональна сама по себе.

Оценить способности ребенка

Допустим, вы перестали сравнивать своего ребенка с Петей и приводить в пример Катю, а он еще не выиграл олимпийскую медаль и Нобелевскую премию в том же году, что делать? Узнай своего ребенка лучше! Он может не быть спортсменом или ученым. Да, все родители хотят иметь умных, веселых, счастливых (самых лучших!) Детей. Но для ребенка, для вас и для ваших отношений будет намного лучше, если вы примете уникальность и несовершенство своего ребенка.

Познакомьтесь с ребенком, присмотритесь к нему хотя бы неделю, чтобы снизить его требования и заметить его индивидуальные особенности: что-то дается легче, что-то более трудное, с чем он никогда не справится. Это нормально! Признание различий вашего ребенка позволит вам быть более гибким родителем с точки зрения требований и ожиданий. Например, если ваш ребенок никогда не был спортсменом (в этом случае вы можете позволить ему или ей отставать в спорте и довольствоваться оценкой C по физкультуре), но он музыкант (в этом случае вы можете настаивать на требованиях к музыке. ).

Радоваться минимальным успехам

Чтобы повысить самооценку детей, очень важно искренне радоваться их даже минимальным успехам. С уважением! Смотрите, замечайте малейшие изменения к лучшему, покажите ребенку, как работает его работа (целенаправленная и не только): «Послушайте, вы катались на велосипеде все лето и теперь вы самый быстрый бегун в классе.

Ребенок может не осознавать такие тонкие логические последствия, задача родителей — показать их незаметно: «Сейчас мы с вами катаемся на коньках, а все ваши одноклассники читают« Метель », чтобы подготовиться к сочинению. Еще летом, и как вы сопротивлялись, как не хотели! Но задача была выполнена, и теперь вы свободны, поэтому родители должны поощрять не только добиваться результатов, но и прилагать усилия для их достижения.

Хвалить за конкретные дела, тогда «перехвалить» не получится

Похвала — незаменимый элемент в формировании у детей должной самооценки. Некоторые родители боятся хвалить своих детей, что, если они станут дерзкими, что, если они будут слишком много хвалить. Невозможно чрезмерно хвалить ребенка, если хвалим ребенка за что-то реальное, конкретное, за действия, достижения, работу. Ты не только «самый умный из всех, что у меня есть», но «ты так хорошо запоминаешь стихи и песни!»

Ребенок не растет в вакууме, социальная среда очень быстро сталкивается с реальностью. И если бы он до школы был уверен, что он лучший, то в конце первой четверти понял бы, что, наверное, дело не в этом. Это может быть болезненным опытом, поэтому хвалить нужно за что-то, а не зря.

Учитывать возраст: у малыша самооценка может быть завышена, подростка нужно поддерживать

Важно распознавать разные стадии самооценки в зависимости от возраста, осознавать их и принимать во внимание.

Единственный ребенок в семье до трехлетнего возраста вообще не имеет понятия о самооценке — он — центр великой семейной вселенной. Когда ребенок идет в детский сад в возрасте трех лет, он понимает, что в одних отношениях он лучше других детей, а в других — хуже. Задача родителей на этом этапе — сказать своему ребенку, что все люди разные, и да, они отличаются друг от друга по-разному — это нормально! Яблоки на одной яблоне тоже разные. Повышенная самооценка в детстве — это адекватно, т.е. для ребенка нормально думать о себе лучше, чем он есть на самом деле.

Адекватная самооценка в подростковом возрасте очень шаткая и нестабильная: сегодня я «королева красоты», а завтра «чувствую себя некрасивой». Задача родителей на этом этапе — быть образцом стабильности и день за днем ​​говорить подростку, что «ты очень привлекательный, милый, естественный и просто красивый, когда ты улыбаешься и во всем, ты мне нравишься всегда и всем». Важно, чтобы подросток знал, что родители любили его, даже если он не любил себя, чтобы сформировать адекватную самооценку.

Проверять самооценку с помощью упражнения

Напоследок я хотел бы поделиться некоторыми советами для родителей о том, как проверить самооценку своего ребенка. Нарисуйте на листе бумаги вертикальные графики со значениями от 0 до 10, отметьте центр. Это могут быть красота, интеллект, здоровье, лидерство, сообразительность и определенно счастье. Попросите ребенка отметить себя, как он думает, на этих шкалах, говоря, что самые тупые дети находятся внизу (на примере шкалы интеллекта), а самые умные дети в мире — наверху, просто гении.

Пример упражнения

Взгляните на шкалу счастья — как ребенок себя чувствует. Вы можете спросить: «Что должно произойти, чтобы счастье увеличилось даже на одно деление? Что должно произойти?» Если ваш ребенок отвечает «получить консоль или планшет», это нормально, вы можете спать спокойно. Если ребенок отвечает «чтобы мама и папа перестали спорить», я жду, когда ты войдешь.

Оцените статью
МБОУ ДО ППМС центр Шанс
Добавить комментарий