Один из ключей к здоровой взрослой личности — это уверенность в себе. Мы работаем над этим всю жизнь, но основы этой уверенности в себе закладываем еще в детстве.
Уверенный в себе человек знает, на что он способен, несет ответственность и любит то, что делает; она открыта миру, дружелюбна и эмоционально устойчива. Чтобы вырастить такого человека до взрослой жизни, нужно знать, как развить в ребенке веру в себя и свои способности.
- Из чего складывается детская самооценка?
- Как определить, нужно ли вам помочь ребёнку обрести уверенность в себе?
- Как поднять самооценку и уверенность ребёнку?
- 1. Активное сочувственное слушание.
- 2. Признание ребёнка как отдельной личности.
- 3. Естественные последствия: меньше слов – больше дела.
- 4. Постепенный рост ответственности.
- 5. Хвалите не ребёнка, а труд; любите не труд, а ребёнка.
- 6. Уважайте границы друг друга.
- 7. Признавайте, если были не правы или сами совершили ошибку.
Из чего складывается детская самооценка?
- Темперамент — экстраверты и интроверты по-разному формируют уверенность в себе.
- Базовое доверие к миру — складывается в первые три года жизни ребенка.
- Семейный климат — надежность привязанности, доверие в любви и забота со стороны семьи.
- Принятие и способность выражать все эмоции — признание права ребенка испытывать эмоции, которые могут не нравиться взрослым.
- Безусловное принятие — любовь не как награда, а как постоянное окружение, независимо от действий ребенка.
Как определить, нужно ли вам помочь ребёнку обрести уверенность в себе?
Признаки эмоциональной стабильности и здоровья меняются от возраста к возрасту.
- 1-3 года: ребенок может выбирать из 2-3 предметов; знает правила семьи и в большинстве случаев соблюдает их; умеет выражать свои желания; в незнакомой ситуации или месте он сначала смотрит или прячется, но вскоре начинает исследовать.
- Возраст 3–5 лет: ребенок знает понятие распорядка и правил и большую часть времени следует им; распознает основные эмоции и умеет на них реагировать (например, пожалеть грустного человека); учится приемлемо выражать отрицательные эмоции; активно подражать взрослым; может недолго терпеть скуку или дискомфорт, если знает для чего; можно выбрать из 3-5 альтернатив; может общаться с детьми своего возраста и пожилыми людьми.
- 6-7 лет: способны дольше терпеть скуку или дискомфорт; умеет отказываться от приятного в пользу далекого бонуса; распознает большинство эмоций и ведет себя в соответствии с ними; старается помочь тем, кто в этом нуждается; ищет взрослой поддержки в неизвестных ситуациях и, получив ее, действует самостоятельно; умеет общаться с детьми разного возраста и взрослыми.
Поскольку каждый ребенок развивается в своем темпе и в своих условиях, допускается отклонение в 2 балла. Если различий больше, вам понадобятся упражнения на уверенность в себе для детей, которые можно выполнять дома.
Как поднять самооценку и уверенность ребёнку?
1. Активное сочувственное слушание.
По словам известного психолога Юлии Гиппенрейтер, доброе слушание дает ребенку чувство уверенности в себе и принятия. Если ваш ребенок подавлен, расстроен или грустен, пожалейте его и молча слушайте, не вмешиваясь и не давая советов. Если он сделал что-то недопустимое, спокойно и уверенно сообщите об этом и объясните, почему этого нельзя делать.
Важно всегда отделять ребенка от того, чем он занимался. Мы можем судить и ругать его за то, что он сделал, но мы никогда не можем его винить.
2. Признание ребёнка как отдельной личности.
Этот совет дает детский психолог Надежда Малинкина. Как бы родители ни хотели защитить своих детей от проблем, они не могут жить за них. Детям приходится совершать собственные ошибки, принимать решения и сталкиваться с последствиями. Или у них могут быть чувства, отличные от того, что хотелось бы их родителям.
Чтобы развить в ребенке уверенность в себе, важно оценить свои ожидания в отношении ребенка и перестать требовать, чтобы он или она следовали путем, выбранным для него родителями. Иногда именно родительские амбиции мешают здоровому умственному развитию ребенка. Этот совет особенно важен для школьников!
3. Естественные последствия: меньше слов – больше дела.
Этого совета придерживается известный психолог Екатерина Мурашова. Маленьким детям сложно понять, что произойдет после выполнения того или иного действия, даже если им неоднократно говорили об этом. Такие вещи можно вспомнить только на собственном опыте. Роль родителей — советовать, проявлять сострадание и помогать справляться с последствиями пережитого.
Езда на самокате без защиты — повреждение колена. Он дразнил других детей — ты один, никто не играет с тобой. Ешьте слишком много сладостей — боли в животе. Вы не бросили свой любимый свитер белья вовремя — оно все еще грязно, и вы не можете носить его. Вы не упаковали Tornister хорошо — учитель ругает вас перед классом. Вы не делали домашнее задание, и у вас есть пять. Вы возвращаетесь из поездки поздно — вы остаетесь без интересной семейной программы.
Если вы хотите что-то сказать своему ребенку, скажите это один раз. При необходимости объясните, как это сделать, помочь и показать, если ребенок не может иметь дело с собой. Все остальные запросы, выговоры и выговоры будут получены как «подглядывание».
4. Постепенный рост ответственности.
Это прямое следствие предыдущего совета. Ничто не увеличивает уверенность в себе, как принять решение и сделать то же самое.
- «Я сделаю это сам!». — Определите время ранее, когда ребенок может делать все сам, и вам не нужно торопиться нигде, и пусть он узнает новые навыки.
- Возраст 4-5 лет — он назначает простую задачу, для которой он будет ответственным. Если они не делают их, обратите внимание, но не работайте на него. Важно, чтобы последствия их неисполнения были очевидны: стол, покрывающее стол, прицепившиеся сосуды, разбирающиеся маленькими вещами, чтобы мыть, промыть миску для собаки или кошки и т. д.
- 6-7 лет — сам выбор из нескольких предложенных альтернатив поможет вашему ребенку развивать уверенность в себе, а помощь в выборе семейных классов, подготовка подарков или совместной работы с родителями будет развивать чувство ответственности и силы воли.
5. Хвалите не ребёнка, а труд; любите не труд, а ребёнка.
Такой совет дает психологи из детского справочного центра «Росток». Иногда родители, желающие поднять самооценку ребенка, хвалить их за самый маленький успех. На самом деле, это уменьшает только веру в себя, потому что самая маленькая трудность или успех поражает ребенка от колеи.
Лучше похвала быть честными и заинтересованными результатами работы. «Сложный рисунок с большим количеством деталей», «Самая высокая башня, которую вы когда-либо построили», «Насколько умно собран этот конструктор!». — Это примеры адекватной похвалы.
В свою очередь, слова и чувствительность должны быть направлены на себя ребенка, а не то, что он делает. Не сравнивайте его или с кем-либо еще! Помните, что ребенок больше всего нуждается в родительской любви, когда меньше всего заслуживает.
6. Уважайте границы друг друга.
Говоря о том, как улучшить свою собственную ценность и уверенность в себе у ребенка, невозможно не упомянуть уважения личных границ. Этот принцип в равной степени относится к всем членам семьи и связан с самым глубоким, самым основным чувством доверия в мире.
Журналы, заметки, секретные «секреты», закрытые двери двери, частные разговоры и буквы — все это должно оставаться неизменными.
7. Признавайте, если были не правы или сами совершили ошибку.
Еще одно простые упражнения для доверия — признать ошибки, совершенные взрослым. Многие дети не хотят работать или говорить, потому что они боятся допустить ошибку, сделать что-то не так или стать объектом KPIN. Когда родители открываются и спокойно признаются в своих недостатках и ошибках, дети признают такое поведение за очевидное и привести пример от своих родителей.
Несмотря на разнообразие упражнений и методов, нет универсальных рекомендаций о том, как развивать уверенность в себе у детей. Только благодаря сотрудничеству со всей семьей положительная атмосфера и подлинное участие детей в семейной жизни могут быть разработаны здоровой самооценкой.