«Развитие речи у детей 3-4 лет».
Характерные особенности речевого развития у детей 3–4 лет 1. У 3-летнего ребенка аграматизм речи практически отсутствует. 2. Практически никогда не употребляет онадикцию и облегченные варианты слов. 3. Сочетание слов в предложении выражается окончаниями и предлогами. Ребенок начинает использовать союзы и использует практически все основные части речи. 4. Правильно использует префиксные глаголы — прибыл, ушел, ушел и т. д. 5. Произношение звуков еще не полностью соответствует норме. В детской речи практически нет шипящих и звонких звуков, но твердые и мягкие звуки различают большинство детей. 6. Слова со сложной слоговой структурой и сопутствующие согласные могут произноситься искаженно. 7. В лексике не только чисто бытовые слова, а уже есть слова с оценочной стоимостью, обобщающие слова (теперь уже не тарелка и ложка, а посуда, а также одежда, игрушки и т. д.), Синонимы (веселые , радостный). Ребенок уже употребляет некоторые общие термины. 8. Появляется словообразование — ребенок пытается придумать нужные ему слова (кататься на карусели — на карусели, копать лопатой, значит, это лопата). 9. Замечает неправильное произношение в речи других детей, даже если сам неправильно произносит эти звуки. 10. Если ребенок положительно относится к книгам, он охотно слушает известные ему рассказы и стихи. Он хорошо помнит текст и воспроизводит его почти дословно, хотя пока не может свободно говорить своими словами. 11. Ребенок хорошо понимает содержание простых художественных картинок.
Нормы развития речи у детей 3-4 лет Несмотря на то, что все показатели очень индивидуальны, существуют нормативы развития речи у детей 3-4 лет. 1. Ребенок должен уметь произносить свое имя, отчество и фамилию. 2. Ребенок должен уметь произносить имена своих родственников и друзей. 3. Видеть изображения и описывать ситуации. 4. Говорите простыми предложениями, постепенно переходя к более сложным предложениям. 5. Разделите предметы на группы: посуда (сковорода, стакан, тарелка, кружка), одежда (платье, куртка, юбка, брюки). 6. Нахождение следов изделия: окно прозрачное, стул деревянный, лимон кислый. 7. Перечислить занятия: мальчик ест, кошка мяукает, дети кричат. 8. Тщательно повторите и скажите точно (с учетом несоответствий). 9. Говорите громко и тихо.
Нарушения речевого развития у ребенка 3-4 лет. Следует обратить внимание на следующие показатели: 1. ребенок часто бывает беспокойным, раскачивает туловище из стороны в сторону. 2. Наблюдается сильное слюноотделение. 3. Говорит слишком быстро (торопливо) или медленно (как если бы он тянул слова). 4. Непонятная речь ребенка. 5. Отсутствие элементарных предложений с подлежащими, сказуемыми и объектами. 6. Не выполняет простых словесных команд (откройте шкаф и возьмите книгу, идите на кухню и принесите чашку и т. д.) 7. Не играет с другими детьми и не кормит куклу из тарелки, а кладет куклу. в табличке и т. д. 8. Говорит «имеет» вместо «мать» или относит «мать» к другим людям. Он говорит «de» вместо «girl», «bunny» вместо «for», «go» вместо «di», «look» вместо «api». 9. Использует отрывочные слова, т.е. те, в которых сохранились только части слова: «ако» — «молоко», «дека» — «девочка». 10. «Ласточки» окончания слов. 11. Произносит выражения только из книг или мультфильмов. 12. Не составляет собственных предложений, только повторяет фразы за взрослыми.
Техники развития. Следующие советы помогут родителям развить и улучшить речевые навыки своих детей. Эти техники просты и эффективны, а также их легко освоить. 1. Постепенно увеличивайте словарный запас вашего ребенка. Выучите с ним новое слово и укрепите его на несколько дней. 2. Общайтесь на различные темы, соответствующие возрасту ребенка. 3. Познакомьте ребенка с новыми предметами и явлениями и их характеристиками и объясните, что, как, почему и почему 4. Говорят не только, как называются сами предметы, но и их составные части (платье — воротник, рукава, карман, пояс …). 5. Обратите внимание на правильность слов. Правильно поправьте ребенка. 6. Научите ребенка произносить правильные окончания слов. 7. Вводите предлоги и учите их правильно употреблять. 8. Читая рассказ, обращайте внимание на голос, интонацию, тембр и выражение голоса. 9. Просмотр и комментирование картинок в книгах, а также вопросы о них. 10. Расскажите обо всем, что вы видели во время прогулки. 11. Спросите о прошедшем дне, об истории, которую вы слышали, о мультфильме, который вы смотрели. Обзор персонажей из рассказа и сюжета. Задайте наводящие вопросы. 12. Читайте стихи, отгадывайте загадки, пойте песни. 13. Не забывайте о мелкой моторике, работе с мелкими элементами (пазлы, конструктор, песок, глина, пластилин). Научитесь завязывать шнурки и пуговицы. 14. Словесные игры: «Кто говорит?», «Что где?», «Съедобно или нет?», «В чем разница между предметами?», «Опиши предмет», «Что, что, что» и т. д. … (см. Приложение). 15. При каждом успехе и достижении не забывайте хвалить и подбадривать своего ребенка.
«Кто так говорит?» Задача: расширить словарный запас. Родитель называет животное, и ребенок отвечает, как он говорит: корова бормочет, тигр рычит, змея шипит, комар лает, волк воет, утка крякнет Свинья фыркает Вариант 2. Родитель спрашивает: «Кто рычит?», «Кто лает?» ? »,« Кто лает? »,« Кто Петух? » и т.д. Вы можете играть с мячом.
«Что где лежит?» Цель: расширение словарного запаса, ориентирование в пространстве. Ход игры: родитель называет предмет и просит ребенка ответить, куда его поставить. — Мама принесла хлеб и положила в … (хлебницу). — Маша насыпала сахар … Куда? (В сахарнице). Вова вымыл руки и намазал мыло. Где? (В мыльнице).
«Это съедобно или нет?» Цель: Увеличение словарного запаса, тренировка словесного внимания. Ход игры: родитель бросает мяч ребенку и называет любое слово (существительное), ребенок должен решить, поймать (то есть съесть) его или нет.
«В чем разница между объектами?» Цель: научить ребенка различать предметы по их характерным признакам, расширить словарный запас. Ход игры: родитель предлагает посмотреть две игрушки (сначала разные, потом все более и более похожие). Ребенок перечисляет различия. Два медведя, один большой черный, другой маленький коричневый. — Перечислите, кто они и чем отличаются. — Это медведи. Один медведь большой и черный, а другой маленький и коричневый.
«Описать предмет» Цель: расширение словарного запаса, развитие логического мышления. Игра: родитель предлагает ребенку описать знакомый предмет. Сначала используются предметы, которые находятся перед глазами ребенка (игрушки, мебель, одежда). В процессе игры родитель учит ребенка подробному описанию объекта (сначала мы даем класс объекта, его компоненты, затем форму, цвет, размер, материал, функции объекта). Используйте предметы и слова, которые ребенок может понять, и продемонстрируйте, о чем он говорит. Задайте наводящие вопросы, помогите (в случае затруднений) ответить. Игра может быть оформлена в виде сказки. Жил-был стул. Стул очень старый. Вместе с другими стульями он стоял у стола. Однажды маленький кролик проезжал мимо нас на детской машине. Он вел машину так невнимательно, что ударился о ножку стула. Потирая шишку на голове, мальчик возмутился: «Кто ты? «Я — предмет мебели, — ответил стул, — и я совсем не дерусь! Ты ударил меня по ноге». «Какая нога! Весь пост! И не один!» — крикнул кролик. «Конечно, — ответил стул, — у меня их четыре». Зачем вам нужно столько ножек? — спросил кролик — «ты не гуляешь!». «Да, к сожалению, я не хожу, — грустно согласилось кресло, — но я должен твердо стоять на ногах, чтобы люди, сидящие на мне, не падали». Смотри сюда! — Заяц удивился: «На тебя тоже люди садятся?» «Конечно, я для этого, — важно объяснил стул, — у меня широкое сиденье и высокая спинка, чтобы не упасть». какой ты полезный », — восхищался кроликом.« А я думал, ты как стол, только поменьше. Ведь Ваня всегда дает тебе игрушки или книги. А мама Ваня залезает на тебя ногами, когда ей нужно что-то взять. с верхней полки. как стул и табурет, потому что ты тоже на них сидишь! ».
«Задача: расширить словарный запас. Процесс игры: родитель предлагает ребенку поиграть со словами. — Назовите предмет, и вы скажете, что это такое. — Что это за яблоко? — Круглое, красное, большое, вкусное и т. д. Сначала используйте предметы, которые находятся перед глазами ребенка (игрушки, мебель, одежду). Взрослый задает наводящие вопросы.