Многие слышали, что ребенка нужно воспитывать только до трехлетнего возраста, а тогда уже «поздно». Не так давно в нашей стране бытовало мнение, что ребенок до трех лет не является полноценным человеком, не имеет личности, и неважно, что с ним происходит в этот момент, ведь только через три года его личность начинает формироваться, становиться как личность. Сейчас мы слышим противоположное мнение о том, что «после трехлетнего возраста уже поздно для образования», потому что все уже встроено в ребенка, все сформировано и ничего нельзя изменить.
Скорее всего, в будущем могут появиться несколько иные теории, и даже сейчас их достаточно, но на данный момент педагоги и психологи сходятся во мнениях об основных этапах развития ребенка. В настоящее время считается слишком поздно растить ребенка в возрасте около 12 лет, потому что в этом возрасте ребенок уже не считается ребенком, он сначала становится подростком, а затем взрослым. То есть нельзя воспитать в ребенке то, чего нет, действительно, некоторые попытки такого типа приводят к негативным последствиям. В конце концов, до 12 лет (более или менее в этом возрасте, но для некоторых это может быть рано или поздно) человеку требуется иное отношение, не в буквальном смысле требования, а отношение как взрослый, и не воспитывал его как ребенка. Многие родители сопротивляются этому факту, но в любом случае у них нет другого выбора, кроме как изменить свое отношение.
Несмотря на то, что в 12 лет ребенка нельзя назвать ребенком, он не взрослый, а в 19-20 лет и даже позже можно считать взрослым. Многие родители всегда совершают ошибку, относясь к своему подростку как к взрослому и ожидая, что он будет принимать взрослые решения и действия, или наоборот, относясь к своему подростку как к ребенку и пытаясь воспитать его. В общем, у человека три состояния — ребенок, подросток и взрослый, а не два, как думают многие, исключая половое созревание. Этот период чрезвычайно важен и длится довольно долго, примерно от 4 до 7 лет, это не кризис, это этап развития человека.
Конечно, между рождением и 12-летним возрастом есть различия и особенности. Например, в пренатальном периоде очень сложно повлиять на психику ребенка, но то, что проникает в психику будущего ребенка, остается там навсегда и изменить это практически невозможно. Да, вы можете это исправить, направить, но это остается с человеком до самого конца. Намного проще, когда человек уже родился.
После рождения и до трехлетнего возраста это еще одна ветвь, которая также имеет свои подразделения, но нет необходимости вникать в нее более подробно. Пока ребенок не достигнет трехлетнего возраста, он живет в своем мире, где начинает закладывать базовые основы для развития своей личности, в этом возрасте он осваивает базовые коммуникативные навыки, познает мир, изучает основные понятия о нем. , и многое другое. После третьего года жизни фундамент уже есть, то есть основной фундамент заложен. Конечно, разделение и четкие границы до трех и после трех лет не означает, что в трехлетнем возрасте началось формирование собственного «я» ребенка, все строго индивидуально: в некоторых случаях этот процесс может затянуться, и фундамент может быть неполным. Но то, что у нас есть, мы закончим позже.
В психологии есть поговорка: чем серьезнее и серьезнее проблема, тем труднее ее затронуть. Если ребенок получил тяжелую травму до трехлетнего возраста, полностью решить проблему и устранить саму проблему невозможно; вы можете только попытаться сдвинуть его, подправить. Чем легче травма, тем легче ее перенести и даже полностью устранить. На самом деле происходит то, что травма, причиненная не в детстве, влияет на взрослую жизнь, и та же травма заменяется, когда процесс формирования завершается. Довольно часто, чтобы «сдвинуть» или избавиться от негативных последствий, человек обращается за помощью к специалисту, потому что самостоятельно решить проблему невозможно, это как аппендэктомия, не зная, где она и как сделать это. Все эти факты позволяют утверждать, что даже через три года что-то можно изменить, если проблему нельзя полностью решить, можно хотя бы «сдвинуть» в положительную сторону. Как мы знаем, законы физики гласят, что легче сдвинуть проблему в отрицательном направлении.
Затем, начиная с трехлетнего и до 12-летнего возраста (следует отметить, что данный возраст является приблизительным), ребенок только развивает свою личность и самосознание в обществе. Это означает, что после трехлетнего возраста ребенок понимает себя, а затем осознает, что существует общество, а затем определяет себя в нем. И именно в этот период формируется само здание, толщина стен и окон, размер самого здания и его этажей. Но есть и другой период в этом диапазоне — семь лет, когда до семилетнего возраста у ребенка формируется только внутренняя структура личности, а после семи лет — внешняя часть личности, направленная на общество (класс, школа, человечество в целом).
В двенадцатилетнем возрасте заканчивается само образование, заканчивается детство и начинается период практического применения. Это период приспособления к миру, обострения острых углов, укрепления стен, выращивания клумб. Это период, когда он перестает быть ребенком, обретая определенную независимость и автономию.
А теперь подробнее о том, в каком возрасте можно и нужно воспитывать ребенка? Вышесказанное говорит о том, что ребенку не нужно заниматься самообразованием, он все сделает сам, своими силами, наша цель — не мешать человеку расти и развиваться. Сказанное выше сказано не о возрасте образования и не о каком возрасте, а о возрасте, в котором родители могут пытаться исправить свои или чужие ошибки, вещи, которые когда-то были испорчены в ребенке определенными обстоятельствами или людьми. В итоге напрашивается вывод — не воспитывайте ребенка — воспитывайте себя, тогда и у вас, и у ребенка все будет хорошо.