Старший дошкольный возраст (6-7 лет) традиционно определяется в психологии как переходный, критический период детства, именуемый «семилетним кризисом». Он описывался в литературе раньше других и всегда ассоциировался с началом школьного образования. Детский сад постарше — это переходный этап в развитии, когда ребенок уже не дошкольник, но еще не ученик. Давно известно, что переход от дошкольного возраста к школьному в корне меняет ребенка, его становится труднее воспитывать. Итак, что происходит с вашим малышом и как вы можете ему помочь?
Негативные симптомы кризиса, общие для всех переходных периодов, также полностью выражены в этом возрасте (негативность, упрямство, бунтарство и т. д.).
Как проявляется возрастной кризис 7 лет?
При этом есть возрастные особенности:
- целеустремленный
- насмешка
- искусственность поведения
- глупость
- ерзание
- клоунада.
Ребенок спотыкается, говорит скрипучим голосом, корчит рожи, имитирует шута. Конечно, дети всех возрастов (а иногда и взрослые) склонны говорить глупости, шутить, подражать животным и людям — это не удивляет окружающих и кажется смешным. Напротив, поведение ребенка во время кризиса семилетнего возраста осознанное, игривое, вызывает не улыбку, а осуждение.
Каковы причины кризиса?
К концу дошкольного возраста дети теряют непосредственный и ситуативный характер своих реакций. Их поведение становится более независимым от различных воздействий окружающей среды, более произвольным. Маньеризмы и гирлянды тоже связаны с произволом — ребенок сознательно берет на себя роль, занимает некоторую заранее подготовленную внутреннюю позицию, казалось бы, не всегда адекватную ситуации, а затем ведет себя в соответствии с этой внутренней ролью. Это приводит к неестественному поведению, нестабильности, эмоциональной несогласованности и необъяснимым перепадам настроения. Со временем все пройдет. Сохранится способность действовать не только под диктовку ситуации, но и вне ее, в соответствии со свободно принятой внутренней позицией. Мы сохраним внутреннюю свободу выбора той или иной позиции, свободу выстраивать собственное личное отношение к различным жизненным ситуациям. Останется внутренний мир человека, мир чувств, пространство внутренней активности и работа воображения.
Кризис семилетнего возраста готовится всем предшествующим развитием ребенка стабильного возраста. Таким образом, генезис переходного периода оказывается связанным с центральным психологическим новообразованием стабильного периода развития, которое, по мнению Л.С. Выготский отвечает за «совершенно оригинальные, возрастные, исключительные, неповторимые и неповторимые отношения ребенка с окружающей действительностью, прежде всего социальные. Именно неоформа определяет ситуацию социального развития ребенка, которая» полностью определяет формы и образ жизни. приобретение ребенком новых и новых качеств личности, извлечение их из социальной реальности как основного источника развития, способ, которым социальное становится индивидуальным. Развитие новой формации в стабильном возрасте является отправной точкой всех динамических изменений в себе.
Согласно периодизации психического развития Л.С. Воображение Выготского — центральное новое психологическое образование дошкольного периода.
Многие авторы достоверно определяют воображение как основу творчества человека, связывают развитие воображения с общим умственным развитием ребенка, считают развитие воображения необходимым условием психологической подготовки детей к школе.
Таким образом, проблема «семилетнего кризиса», то есть проблема психологической готовности к школе, становится более конкретной как проблема смены ведущих видов деятельности в заданный возрастной период. Применительно к интересующему нас возрасту это начинает звучать как проблема перехода от ролевой игры к учебной деятельности.
Как справиться с кризисом семи лет? Советы для родителей
- Прежде всего следует помнить, что кризисы временны, они проходят, их нужно преодолевать, как и все другие детские болезни.
- Будьте внимательны к своему ребенку, любите его, но не «привязывайте» его к себе, пусть у него есть друзья, свой круг общения. Будьте готовы поддержать, выслушать и воодушевить своего ребенка. Залог успеха — дружеские и открытые отношения в семье. Легче справиться с проблемой, когда она только появилась и еще не вызвала негативных последствий.
- Причина острого кризиса — несоответствие родительских установок и требований желаниям и способностям ребенка, поэтому необходимо продумать, оправданы ли все запреты и можно ли дать ребенку больше свободы и независимости.
- Измените свое отношение к ребенку: он уже не ребенок, обратите внимание на его мнения и оценки, постарайтесь их понять.
- Повелительный и назидательный тон в этом возрасте малоэффективен, старайтесь не принуждать, а уговаривать, спорить и вместе с ребенком анализировать возможные последствия его действий.
- Если ваши отношения с ребенком приняли характер постоянной войны и бесконечной борьбы, вам нужно отвлечься от себя: отправить ребенка на несколько дней в гости к родственникам и, вернувшись, принять твердое решение не кричать. и выйди из себя во что бы то ни стало.
- Перед этим вы должны проверить уровень школьной зрелости вашего ребенка.
- Создавать условия для интеллектуального развития (игры, развивающие игры и упражнения, информационные книги) и развития речи (чтение сказок, стихов, разговоров).
- Поощряйте общение со сверстниками.
- Научите ребенка контролировать свои эмоции (на примере его поведения; есть специальные игры и упражнения).
- Обратите внимание на здоровье ребенка (больной или слабый ребенок менее восприимчив к новой информации, не вступает в контакты с окружающими).
- Подготовьте ребенка мысленно к школе: расскажите ему, что его ждет (с позитивным настроем), какие могут быть трудности и как с ними справиться, покажите ребенку школу).
- Сделайте реалистичную оценку способностей вашего ребенка. При среднем уровне интеллекта, при наличии тяжелых родовых травм, инвалидности не записывайте ребенка в специальный класс с повышенной нагрузкой параллельно со школой, чтобы отвести его в секцию (подождите полгода).
- Будьте оптимистичны и с чувством юмора по отношению к своему ребенку, это всегда помогает!
Надеемся, что эта информация поможет вам без проблем пережить кризис 5-7 летнего ребенка.
- Конева О.Б. Психологическая готовность детей к обучению в школе: учебное пособие. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2000. 32 с.
- Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, учителей и родителей. МОСКВА: ВЛАДОС, 2001. 256 с. (Подготовка детей к школе).
- Урунтаева. Г.А. Дошкольная психология: Учебник. М .:, 1997
- Широкова Г.А. Учебник дошкольного психолога. Ростов-Н / Д:, 2005.
- Эльконин Д. Б., Венгер А. Л. Особенности психического развития детей 6-7 лет. Москва: Педагогика, 1988.
Сведения об авторе: Дудова Е.А., воспитатель МБДПОУ детский сад № 56 «Гуселки», г. Тамбов.