Детский смех, детская радость — что может быть прекраснее? Что еще дарит нам столько нежности и красоты? Кто еще может заставить нас улыбнуться, даже когда нам очень грустно? Конечно, есть. Особенно успешно это делают дети в возрасте 3 лет, потому что они самые спонтанные, смешные и … самые напряженные.
Казалось бы, худшее уже позади — море пеленок и комбинезонов, которые нужно пережить и перегладить, бессонные ночи у кроватки новорожденного — все это позади, ребенок растет. Но подгузники заменяют сломанные игрушки или, что еще хуже, предметы для взрослых, и бессонные ночи на сумасшедшие дни. Ребенок капризен при каждом удобном случае, его не может удовлетворить ни игрушка, ни торт, ни даже мультик.
Что творится? В психологии этот кошмарный период в вашей жизни называется кризисом трехлетнего чудовища. Кризис в трехлетнем возрасте — один из самых тяжелых. Это больно не только ребенку, но прежде всего родителю. Ребенок выходит из-под контроля и становится агрессивным. Поведение почти не подлежит исправлению. Ребенок как бы разговаривает, ходит и ест зубами, но родители не понимают его так, как когда он кричал, потому что он не может говорить. Родителей просто сбивает с толку поведение своего ребенка.
Возрастной кризис, конечно же, проходит, как и любой другой. Но даже в этом случае, вооружившись знанием основных симптомов этого кризиса, можно гораздо легче и безболезненно пройти через этот переломный момент. Итак, основные симптомы:
Негативизм. Ваш ребенок отвечает «нет» на каждое ваше предложение. Вы зовете его поесть — он отвечает нет, через полчаса он приходит на кухню, все его важные взгляды доказывают, что он голоден. Это реакция не на содержание предложения для взрослых, а на то, что оно от взрослых. Склонность делать обратное даже против вашей воли.
Упрямство. Каждый из нас часто видит в магазине ребенка плачущим, плачущим, потому что родители не хотят ему что-то покупать. Вы сразу подумаете, «какой непослушный ребенок», ребенку около 3-х лет. Ребенок настаивает на чем-то не потому, что он этого хочет, а потому, что он этого просил, он связан своим первоначальным решением.
Упрямство. Это безлично, направлено против норм воспитания, образа жизни, сложившегося до трехлетнего возраста. Младенец начинает портиться, кувыркаться, пока вы смотрите телевизор или готовите ужин, или, что еще хуже, когда к вам приходят гости.
Намерение. Стремится все делать сам. Он делает себе бутерброды, завязывает шнурки, сам застилает постель. Это связано с первыми признаками взросления ребенка. Начинает понимать разницу между детьми и взрослыми и стремится уподобиться последним.
Протест — бунт. Ребенок находится в состоянии войны и конфликтует с окружающими его людьми. Он груб с бабушкой, спорит с мамой, даже сверстники не уклоняются от этого протеста. Группа маленьких кризисных детей в песочнице часто спорят. Они не позволяют им играть со своими игрушками, и они робко дерутся, размахивая мастерками.
Симптом девальвации. Это проявляется в том, что ребенок начинает ругаться, дразнить и звать родителей. Он отказывается признать себя виновным и просит прощения за грубость, даже под угрозой лишения шоколада.
Деспотизм. Ребенок заставляет родителей делать все, что хочет. Безудержное рыдание, вызывающее обращение, капризность. Деспотизм по отношению к младшим братьям и сестрам проявляется как ревность.
Такое поведение обусловлено развитием личности и самосознания ребенка. Возникает его собственное «Я», и он начинает осознавать себя как личность, воспринимая окружающую действительность со своей колокольни, через призму своего понимания, знаний и интересов. Ребенок узнает разницу между «должен» и «хочу».
У них начинает формироваться воля, которую психологи называют автономией (независимостью, самодостаточностью). Дети больше не нуждаются в присмотре взрослых и склонны делать собственный выбор. Если кризис протекает медленно, происходит задержка развития аффективных и волевых сторон личности. Вместо автономии возникает чувство стыда и незащищенности. Поэтому нужно дать ребенку пережить период кризиса, так как это этап в его развитии как самостоятельного субъекта. Родителям не разрешается ограничивать автономию ребенка в этот период, им не разрешается наказывать или высмеивать попытки достижения независимости.
Это не значит, что нужно переходить в разрешительный режим, такая тактика и поведение тоже плохи. Кризис затягивается, если взрослый находится в позиции «хочу» (вседозволенность) или «не допускается» (запреты). В отношениях с ребенком вы должны найти баланс между этими двумя крайностями. Основная задача родителей на этом этапе — объяснить и привести пример того, что означает «я могу», и помочь детям найти «я могу»: они должны научиться соотносить свою «волю» с «должен» и «не могу» и определить собственное «я могу».
Это очень молодой возраст, и, несмотря на зарождение личности в душе ребенка, очевидно, что трудно объяснить что-либо доступным для него способом. Поэтому просто дайте ребенку место, где он может быть независимым. Эта сфера деятельности находится в игре. На этом этапе подросткового возраста полезна ролевая игра с ее особыми правилами и нормами, отражающими социальные связи; он будет служить «безопасным островом, где дети смогут развиваться и проверять свою независимость» (Э. Эриксон). Прекрасным подспорьем для родителей и детей является «Сказка», которая заключается в чтении ребенку специальных, персонализированных сказок, в которых он является главным героем. Это возможность для ребенка взглянуть на себя, оценить собственное поведение и (самостоятельно, что здесь важно!) Сделать выводы. А для мамы и папы это возможность просто и незаметно развить в ребенке доброту, силу воли и лидерские качества, развить способность думать и избавляться от настроения.
Играйте чаще и будьте терпимее к любимому трехлетнему монстру, и вы не заметите, как он превращается в пятилетнего.
Автор: Женский клуб Людмилы Бешировой. Женский журнал — Красота, Мода, Здоровье.