Термин «кризис» происходит от греческого слова «кринео», что означает «поворотный момент» или «переход дороги». По мнению психологов, возрастные кризисы — это условное обозначение перехода от одной возрастной стадии к другой. В детстве происходит наибольшее количество таких «переходов», потому что детство — это динамическое состояние, влекущее за собой потребность в изменениях. Сам термин «кризис» не имеет негативного смысла, но эти периоды часто сопровождаются негативными эмоциями со стороны детей и их родителей. В этой статье мы рассмотрим основные кризисные периоды и возможные пути выхода из сложных ситуаций.
Кризис новорожденности (первые 6-8 недель жизни)
Рождение ребенка сопровождается физическими и умственными трудностями. Новорожденный ребенок пытается адаптироваться к новой среде, учится оставаться в тепле, есть и переваривать пищу. Важная роль матери в этот период — научиться быть максимально чуткой и внимательной. Хороший режим кормления, уход и достаточное количество свежего воздуха помогут вашему малышу быстрее адаптироваться к этому миру.
Перепады настроения между родителями, ссоры с друзьями, громкие телефонные звонки или просмотр телевизора окажут негативное влияние на ребенка.
В этот период очень важно кормить грудью, так как малыш получает не только здоровую пищу, но и эмоциональное взаимодействие. Ребенок учится устанавливать эмоциональную связь, реагировать на объятия, выражать свою радость быстрыми движениями рук и ног (так называемый комплекс анимации) и улыбаться. Появление улыбки сигнализирует о переходе в новый период.
Кризис раннего детства (12-18 месяцев)
Этот период развития ребенка связан с началом ходьбы, формированием речи и первыми «актами протеста». Чтобы ребенок хорошо развивался физически, следует уделять внимание активным подвижным играм, упражнениям и свободному пространству для передвижения дома. Ребенок, который много двигается, меньше болеет и умственно развивается лучше, чем ребенок, который все еще находится в манеже или привязан к коляске.
Родители приходят в восторг, когда их ребенок произносит первые слова, которые они слышат. Психологи советуют правильно произносить слова и не имитировать произношение ребенка, так как это может привести к трудностям в развитии правильной речи. В этом же возрасте ребенок проявляет и первые «волевые» решения. Это могут быть «акции протеста» и противодействие другим. Нет смысла драться с ребенком, ведь именно тогда ему нужна безусловная и постоянная родительская любовь и поддержка.
Кризис трех лет (2-4 года)
Этот период наиболее острый, поскольку именно в это время ребенок осознает свое «я» и испытывает сильную потребность действовать самостоятельно. Ребенок говорит: «Я сам сделаю это!». Его трудно контролировать, и он часто повторяет «нет» или «я хочу так». Если ребенок бросает игрушки на пол, громко кричит и топает, не отвечает на просьбы, гневно машет кулаками и плачет без причины — это всегда повод для родителей обратиться к книгам детских психологов с практическими советами о том, как для решения таких ситуаций.
В этом возрасте ребенок учится только в игровой форме. По этой причине важно уделять большое внимание правильному выбору игр, которые должны соответствовать возрасту, развитию, иметь возможность переключать внимание «растущей личности».
Они должны быть терпеливыми и последовательными в своих словах и действиях. Родители должны договориться о том, что они могут и не могут позволять своему ребенку. Родителям плохо вести себя так, чтобы ребенок получал желаемое, если он много плакал или кричал и у матери «расслаблялись» нервы. Это быстро увековечивает дурную привычку кричать обо всем. Следует помнить, что эмоциональное восприятие ребенка обогащается, поэтому избыток раздражителей, таких как компьютерные игры, игры на ловкость, просмотр фильмов на большом экране, негативно сказывается на психике ребенка и может привести к проблемам со сном и здоровьем.
Кризис 6-8 лет
Это период интенсивного физического роста, улучшения мелкой моторики и развития многих сложных нервно-психологических функций. Это время, когда ребенок становится учеником. Если ребенок не ходил в детский сад, он столкнется с двойным бременем — адаптацией к сообществу и обучением. Ребенок может отказываться вставать утром, подчиняться дисциплине, забыть о задачах. Задача родителей — как следует подготовить ребенка к этому периоду. Научите их собирать вещи и одеваться. Создавайте спокойную и дружелюбную атмосферу, выполняя домашнее задание. Нельзя предъявлять чрезмерных требований и наказывать за неряшливые тетради или пропущенные уроки. Терпение родителей поможет облегчить обучение ребенка.
Пубертатный кризис (12-14 лет)
В этот период происходят глубокие изменения в физиологии, интеллекте и способностях, а также в качестве взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. Желание быть взрослым возрастает, и родители продолжают видеть в ребенке взрослого, что часто приводит к семейным конфликтам. Стремление к независимости, независимости от взрослых и потребность в уверенности в себе часто подталкивает подростков к рискованным занятиям. Этот период самый тяжелый из всех и требует от родителей наибольшего внимания к внутренним переживаниям ребенка. Важно, чтобы родители установили доверительные отношения, а не навязывали свое твердое мнение. Регулярные занятия спортом, танцами, музыкой и другими полезными увлечениями помогают систематизировать свободное время подростка и не дают ему проводить его в подозрительных компаниях.
Подход к этому вопросу очень хорошо сформулировал известный педагог Мария Монтессори: «У ребенка должно быть достаточно свободы, чтобы знать, что с ним делать».
Возрастные кризисы необходимы и неизбежны. Каждый из нас проходит через них, только время их возникновения у каждого из нас разное. Важно помнить, что дети узнают то, что видят, а не то, чему их учат. И, прежде всего, ребенок перенимает правила и нормы жизни от людей, которые имеют для него наибольший авторитет — родителей. Поэтому, если вы хотите, чтобы ваши дети были собранными, уравновешенными, талантливыми, хорошо учились в школе и убирали за собой, будьте такими, и они обязательно этому научатся!