Это сложно, но возможно. Вы можете довольно быстро научиться произносить правильный звук. Сложность в том, что довольно долго вам придется постоянно контролировать себя при разговоре. Вам придется изменить автоматический навык, который накапливался годами.
Из-за чего может быть нарушено произношение звуков у взрослых?
Довольно часто это результат привычки, заложенной с детства. Как правило, этой привычке противодействуют слабость и несколько несогласованная артикуляция языка, губ и нижней челюсти. Часто встречаются также различные дефекты строения речевого аппарата (их может обнаружить стоматолог или ортодонт): неправильный прикус, укороченная подъязычная связка («уздечка»), высокая небная дуга и т. д.
Более серьезные причины звуковых нарушений обычно распознаются еще в детстве.
Можно ли самостоятельно исправить произношение?
Конечно, лучше всего работать под наблюдением опытного логопеда. Решить проблему максимально быстро и качественно поможет логопед. Также вам следует проконсультироваться с логопедом, если у вас:
— у вас не один или два сломанных звука, а три и более;
— Возможно, у вас аномальное строение речевого аппарата (неправильный прикус, короткая «уздечка» и т. д., См. Выше);
— Хотя бы небольшая потеря слуха;
— Нарушение речи возникает после травмы или сильного стресса.
Если вышеперечисленное вас не беспокоит, вы можете попробовать практиковаться самостоятельно. Однако помните, что если после двух-трех недель регулярных самообучений у вас все еще нет результатов, стоит воспользоваться помощью логопеда. Возможно, вам понадобится несколько советов, и тогда вы сможете продолжить работу самостоятельно. Или вы можете обнаружить, что вашему делу нужна более глубокая помощь, чем кажется на первый взгляд, и это может быть только квалифицированный специалист.
С чего начать?
От определения, какие звуки нуждаются в ремонте. Бывает, что люди не замечают собственных дефектов произношения и узнают о них из высказываний других людей или записывая свои высказывания на диктофон. Слушать свою речь со стороны — хороший способ определить, какие звуки являются ошибочными. Например, вы можете использовать следующие слова и фразы.
1. Группа свистящих звуков (обычно все вместе) — [s], [h], [z].
Коси косу, пока не высохла роса. Зина видела в зоопарке разных животных. В конце села цветут акации.
2. Группа сибилянтов (могут быть разбиты как вместе, так и по отдельности) — [sz], [g], [h], [s].
У Наташи новое пальто и шапка. У ёжика есть ёжик, а у гнома есть гном. У причала кричат чайки. Волки рыщут в поисках пищи.
Клава надела на голову белый платок. У Лиона болит левое колено.
В порту разгружаются пароходы. Марина приносит грецкие орехи.
Возле дома играет черный щенок Галина. Бабушка сушит мокрое белье на веревке. Съешьте еще этих мягких французских роллов и выпейте чаю.
Вы можете начать с любого из поврежденных звуков. Самое главное — работать со звуками по очереди, а не со всеми сразу. Это означает, что только после исправления одного из них можно переходить к следующему.
Процесс работы над звуком
Последовательность и последовательность очень важны, когда вы проходите все эти этапы. Вы не можете пропустить этап или перейти к следующему, не освоив предыдущий. Результат вам не подходит.
Подготовительный этап.
Помогает подготовить речевой аппарат к правильному произношению звуков. Начните с изучения правильной артикуляции звуков, то есть того, какое положение занимают органы речи и как они двигаются при произнесении отдельных звуков. Возможно, вы сразу сможете получить нужный звук. В противном случае вам нужно будет делать специальные упражнения на артикуляцию, но сначала обязательно прочтите рекомендации о том, как их выполнять. Образцы артикуляции для наиболее часто нарушаемых звуков и специальные упражнения можно найти в разделе «Сложные звуки». »
Когда органы речи в достаточной мере подготовлены (упражнения выполняются четко, без ошибок и относительно быстро), можно начинать издавать звук.
Этап постановки звука.
Звук может воспроизводиться по-разному, в зависимости от артикуляции отдельных звуков. Советы по созданию отдельных звуков см. В разделе «Эти сложные звуки».
Конечная цель этого этапа — правильное произношение изолированного звука. Звук считается фиксированным, если он может быть правильно произнесен отдельно, например, рев «р-р-р», шипение «ш-ш-ш» и т. д.
Автоматизация.
Звук должен быть автоматизирован, т.е. его произношение в речи доведено до автоматизма.
Автоматизация начинается с произношения слогов — простых (ра, ро, ру, ша, шо, шу и др.) И перевернутых (ар, или, ур, аш, ош, уш …). Поначалу удобно произносить слоги в медленном темпе, растягивая все звуки, как если бы вы их пели — аааа-ррр, ррр-аааа. Благодаря этому органы речи могут воспринимать правильные, но еще не полностью известные звуки. Вы можете постепенно увеличивать темп слогов, приближая их к вашей нормальной скорости речи, или даже немного быстрее.
После того, как звук в слогах будет успешно автоматизирован, вы можете переходить к словам, а затем к предложениям. Не торопитесь со слогами прямо сейчас. Это самая сложная и, следовательно, последняя часть этапа автоматизации, к которой нужно хорошо подготовиться. Материалы для автоматизации наиболее распространенных звуков также можно найти в разделе «Эти сложные звуки». «.
Дифференциация.
Это делается для того, чтобы различать похожие звуки, такие как [п] и [л], [с] и [ш]. На этапе дифференциации мы учимся не путать эти звуки в речи. Этот этап особенно важен для тех, кто смешивал эти звуки в своей речи или делал это раньше. Однако даже остальным из нас не следует пренебрегать дифференциацией.
Мы начинаем дифференциацию и автоматизацию с различения звуков по слогам (ра-ла, со-шо), затем переходим к словам (рога, ложки, плюшевые мишки) и фразам. На этом этапе вы можете активно использовать узор (Идет Саша на трассе. Карл в Кларе украл бусинки и т. д.) Материалы для различения разных звуков также на нашем сайте.
Чтобы научиться произносить определенный звук, выполните шаги, описанные выше. Обычно после этой последней стадии дети могут свободно использовать в своей речи ранее искаженный звук. Однако это не всегда относится к взрослым. В этом случае на помощь приходит другой вид работ.
Введение звука в речь.
Введение звука в речь позволяет легче запоминать детские стишки, содержащие слова с желаемым звучанием, рассказывать тексты и составлять истории (устные сочинения). Поскольку звук / звуки вводятся в речь после стадии дифференциации, работа обычно выполняется непосредственно над группой звуков, например, группой свистов, группой шипящих звуков, сонорами ([p] и [l]) и т. д.
Работа над текстом.
1. Возьмите любой текст. Лучше включать слова и фразы, которые вы часто используете в своей профессиональной работе. Например, вы можете использовать отчет для отправки коллегам или просто текст из учебника. Но, в принципе, подойдет любой художественный текст или газетная статья.
2. Прочтите выделенный текст про себя, подчеркнув все буквы нужного звука / звуков. Обратите внимание, что в русском языке много букв может означать более одного звука. Например, буква «z» может означать звук [z] в слове «замок», мягкий звук [z ‘] в слове «зима», звук [s] в слове «мороз», звук мягкий звук [s ‘] в слове «гвоздь». Буква «ч» в некоторых словах звучит как звук [ш]: «что», «делать», «конечно» и т. д.
3. Прочтите текст вслух несколько раз, стараясь правильно произносить звук / звуки.
4. Произнесите это, пытаясь получить из этого правильные звуки.
Устное сочинение.
Это может быть рассказ о чем угодно, например, «Как я провел выходные» или «Предложение по увеличению продаж в условиях экономического кризиса».
1. Подумайте о плане рассказа. Вы можете набросать его на бумаге или держать в голове.
2. Подумайте, какие слова могли бы быть с подходящим звуком / звуками.
3. Расскажите историю, стараясь правильно произносить звуки. Запишите свою историю на магнитофон.
4. Прослушайте запись. Все ли слова были произнесены правильно?
5. Поработайте над ошибками, если таковые имеются. Напишите на кусок слов, которые были произнесены неправильно и говорят им голос, пытаясь произносить их правильно.
6. Скажите свою работу снова, пытаясь произнести индивидуальные голоса правильно.
Если вы обнаружите, что после регулярных упражнений вы застряли более месяца или имеют какие-либо вопросы, попросите совет докладчика.