Достаточно раннее приобретение правильной, четкой речи способствует росту уверенности ребенка в себе, мышления и коммуникативных способностей. Речь не врожденное умение, она развивается постепенно. К 5 годам ваш ребенок должен уметь четко произносить все звуки. У многих детей этот процесс затягивается по ряду причин: дефекты анатомии речевого аппарата, функциональная незрелость речевых областей мозга, отсутствие произвольных движений и т. д. Речевые дефекты не могут быть исправлены самостоятельно. Однако при благоприятных условиях обучения дети способны к самокоррекции. Не у каждого ребенка есть возможность посещать специальный детский сад или логопедическую группу. Данное пособие представляет собой систему логоритмических занятий для детей старшей группы, посещающих обычный (не логопедический) детский сад, которая поможет в коррекции речевых нарушений у дошкольников.
Основной принцип урока — взаимосвязь речи, музыки и движения. Музыка — это сила, которая организует и проводит уроки логоритмики. Впервые методические рекомендации по их реализации были разработаны В.А. Гринер, который указал, что ♦ музыкальный ритм как организующий момент лежит в основе метода * (Гринер В.А. Речевая терапия для детей дошкольного возраста. М., 1958). Музыка используется для улучшения темпа и характера движений ребенка, развития мелодических и интонационных особенностей голоса, а также способности координировать пение, речь и движения.
Логоритмическая деятельность основана на лексических темах. Повторение изученного материала способствует развитию двигательных, слуховых, речевых и певческих навыков. Содержание урока меняется по мере постепенного увеличения сложности речевого материала. Выстраивая их в виде игр, сказок и игр, вы создаете дружескую эмоциональную атмосферу совместного творчества.
побуждает каждого ребенка активно участвовать в процессе обучения, поддерживает положительное эмоциональное состояние детей, познавательные интересы и внимание, а также стимулирует речь. Тематическая организация уроков наиболее подходит для психофизических данных детей, так как игра максимизирует способность детей координировать движения. В результате знания усваиваются лучше.
Логоритмическая работа направлена на развитие всех речевых компонентов, слуховых функций, функциональной системы речи, двигательной сферы, мануальной и артикуляционной моторики, памяти, внимания, познавательных процессов, творческих способностей детей, воспитания нравственных и эстетико-этических качеств. чувства.
Занятия логопедом включают следующее:
- Логопедическая гимнастика — комплекс упражнений для укрепления мышц артикуляционного аппарата, рекомендованный Т.В. Буденна;
- Утверждения об автоматизации и дифференциации звуков;
- Упражнения для пальцев для развития тонких движений пальцев;
- упражнения на развитие общей моторики, соответствующие возрасту детей, для тренировки опорно-двигательного аппарата и координации;
- Фонопедические упражнения по методике W.W. Емельянов. Емельянова по укреплению гортани и воспитанию навыка вокального дыхания;
- Вокально-артикуляционные упражнения для развития вокальных и дыхательных данных;
- песни и стишки с сопровождением движений рук для развития беглости и выразительности речи, слуха и речевой памяти, тренировки координации;
- музыкальные игры, способствующие развитию речи, внимания и пространственной ориентации;
- мелодекламация и ритмодекламация для координации слуха, речи, движения;
- упражнения на развитие мимической мускулатуры, эмоциональной сферы, воображения и ассоциативно-образного мышления;
- коммуникативные игры и танцы, развивающие динамическую сторону общения, эмпатию, эмоциональность и выразительность невербальных средств общения, позитивное самовосприятие;
- расслабляющие упражнения для снятия эмоционального и физического напряжения.
Упражнения, игры и т. д. Структура урока не всегда содержит все эти элементы.
Структура урока не всегда содержит все эти элементы. Порядок ввода звуков может варьироваться в зависимости от типа дефекта речи у вашего ребенка. Общеразвивающие упражнения следует адаптировать к возрасту детей.
Автор рекомендует выполнять логоритмические упражнения раз в неделю. Уроки могут быть организованы учителем музыки, логопедом или няней. Желательно, чтобы воспитатели детского сада работали вместе. Пение, игры с пальцами и динамические паузы можно использовать в других занятиях. Вы узнаете о репертуаре песен и танцев на уроках музыки. Следует использовать наглядный материал с лексической тематикой (иллюстрации, элементы костюмов, игрушки, картинки для фланелографов и др.), Переводящий образы-представления в образы-концепции, что очень важно на последующих этапах обучения. Главный принцип достижения эффективности в работе — индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его возраста, психофизиологических способностей и речи.
Классы проходят апробацию в старших группах детских садов и подготовительных классах детских художественных школ г. Архангельска. Классы апробированы в старших группах детских садов и в подготовительных классах детских художественных школ г. Архангельска.