В последние годы особое значение приобрели вопросы обучения и развивающего воспитания дошкольников. С каждым годом увеличивается количество детей с дефектами речи, которым требуется своевременная помощь для исправления дефектов речи. Это, в свою очередь, влияет на качество подготовки дошкольников к школе, так как в будущем у них возникнут определенные трудности в овладении чтением и письмом. Поэтому ранняя помощь в исправлении дефектов речи — одна из важнейших задач современного дошкольного образования. Для достижения хороших результатов необходимо проводить занятия, на которых вместе работают логопед, учитель музыки и педагог. Логопедия — это сочетание пения, движения и речи. Следовательно, именно эта взаимосвязь позволит закрепить правильное произношение и восприятие звуков, что необходимо для эффективного обучения в школе.
Логоритмика — это сочетание пения, движения и речи. Следовательно, именно эта взаимосвязь позволит закрепить правильное произношение, восприятие звуков и развитие двигательной сферы. Занятия логопедом как вид активной терапии проводятся в Мормаши № 18 с 2000-2001 гг. Однако эти сеансы не были регулярными и поэтому неэффективными. В 2010 году была разработана программа «Логоритмика для детей с особыми потребностями в возрасте 6-7 лет».
Практика показала, что регулярные логоритмические занятия способствуют нормализации речи ребенка вне зависимости от типа нарушения речи, формируют положительный эмоциональный настрой и учат общаться со сверстниками.
Занятия логоритмикой проходят раз в неделю и тесно связаны с другими средствами комплексной коррекционной деятельности. Их продолжительность составляет 30-35 минут в зависимости от возраста детей и этапа коррекции речи. Как правило, игры разной направленности совмещаются в одном занятии, а частая смена деятельности помогает удерживать интерес детей к происходящему, способствует созданию причинно-следственных связей между предметами и явлениями действительности. Содержание урока напрямую связано с изучаемой лексической темой и целями коррекции речи в данной возрастной группе.
Целью занятий логопедом является преодоление нарушений речи путем развития и коррекции невербальных и речевых психических функций и, как следствие, адаптации ребенка к условиям внешней и внутренней среды [4, с.9].
Занятия логоритмикой проходят раз в неделю и тесно связаны с другими средствами комплексной коррекционной деятельности. Их продолжительность составляет 30-35 минут в зависимости от возраста детей и этапа коррекции речи. Как правило, игры разной направленности совмещаются в одном занятии, а частая смена деятельности помогает удерживать интерес детей к происходящему, способствует созданию причинно-следственных связей между предметами и явлениями действительности. Содержание урока напрямую связано с изучаемой лексической темой и задачами по коррекции речи в данной возрастной группе.
Цели:
развитие слухового внимания и фонематического слуха;
развитие музыкального, звукового, цветодинамического слуха, чувства ритма, диапазона певческого голоса;
развитие общей и мелкой моторики, мимики, пантомимики и организации пространственного движения;
развитие и коррекция слухово-зрительно-ручной координации;
развитие умения переходить из одной сферы деятельности в другую;
Развитие моторики речи в области формирования артикуляционной основы звуков, физиологического и фонового дыхания;
формирование и закрепление навыков правильного использования звуков в различных формах и типах речи, во всех коммуникативных ситуациях, культивирование взаимосвязи звука и его музыкального образа;
развитие навыков релаксации.
Урок направлен на развитие навыков изменения, выражения и грации, а также на распознавание природы музыки и адаптацию ее к движениям;
Структура урока:
ходьба и марш в разные стороны;
упражнения на укрепление мышц артикуляционного аппарата;
Произносить детские стишки для автоматизации и различения звуков;
упражнения на развитие крупной и мелкой моторики (пальчиковые упражнения), соответствующие возрасту детей;
Вокальные и артикуляционные упражнения для развития пения и дыхания;
песни и стишки с движениями рук, развивающие беглую и выразительную речь, слух и речевую память, упражнения на координацию;
музыкальные игры, способствующие развитию речи, внимания и пространственной ориентации;
мелодическая и ритмическая калибровка для координации слуха, речи и движений;
упражнения на развитие мимической мускулатуры, эмоциональной сферы, воображения и ассоциативно-образного мышления;
коммуникативные игры и танцы, развивающие динамическую сторону общения, эмпатию, эмоциональность и выразительность невербальных средств общения, позитивное самовосприятие;
расслабляющие упражнения для снятия эмоционального и физического напряжения.
В основе всех вышеперечисленных занятий лежит тесная связь с музыкой, потому что музыка с ее огромным эмоциональным воздействием допускает бесконечное разнообразие техник и двигательных упражнений.
Однако не все эти виды работы можно включить в один класс, некоторые действия можно повторять (подкреплять) или использовать в других классах (музыка, физкультура, логопед и т. д.).
С помощью логоритмики в доступной и интересной для дошкольников форме можно развить общие речевые навыки, такие как: дыхание, темп и ритм речи, экспрессия и т. д. Во время музыкально-дидактических занятий отрабатываются артикуляционные, мимические и голосовые (фонопедические) упражнения. игры.
Уровни программы
короткий
Он не может технически точно, легко и выразительно выполнять базовые и имитационные движения. Проявляет поверхностный интерес к танцу и ритму. Он не пытается передать музыкальные образы в движении. Слуховое внимание и слух на фонемы развиты слабо. Не согласовывает движение с музыкой и речью. Неправильная мимика и речевые реакции. Он не чувствует смены настроения музыки, он ошибается в определении динамики и темпа. Диафрагмальное и речевое дыхание не развито. Непонятная речь.
иметь в виду
Движения достаточно четкие и выразительные, но творческой активности в создании музыки и движущихся образов нет. Интерес к исполнению танцев, игр и упражнений нестабилен. Ограниченная или отсутствующая мимика, голосовые и словесные ответы. Он плохо чувствует смену настроения музыки, иногда ошибается в определении динамики, темпа и ритма. Слуховое внимание и фонематический слух развиты недостаточно. С помощью взрослого он согласовывает свои движения с музыкой и речью. У него слабо развиты диафрагмальное и речевое дыхание и дикция.
Высокий
Обладает сильными техническими навыками в музыке и ритме. Проявляет творческий подход к исполнению танцев, игр и упражнений. Он чувствует изменение настроения музыки, динамики, темпа и ритма. У него хорошо развито слуховое внимание и слух на фонемы. Соответствие мимики и голосо-речевых реакций. Может координировать движение с музыкой и речью. Хорошо развито диафрагмальное и голосовое дыхание, дикция.
Подводя итог, следует сказать, что логопедический ритм является неотъемлемой частью методики логопеда.
С помощью логопедического ритма в доступной и интересной для дошкольников форме можно развить общие речевые навыки, такие как: дыхание, темп и ритм речи, экспрессия и т. д. Во время музыкального сопровождения проводятся артикуляционные, мимические и вокальные (фонопедические) упражнения и дидактические игры.
Дети быстрее усваивают знания, потому что они сопровождаются разнообразными движениями под музыку, что помогает активировать все типы памяти (слуховую, моторную и зрительную) одновременно.
Логоритмика также способствует эстетическому воспитанию дошкольников, приобщая их к миру музыки с раннего возраста, обучая их эмоциональной чувствительности и формируя любовь к прекрасному, развивая таким образом их художественный вкус.