Резюме: Логопедический ритм — одно из звеньев реабилитационной педагогики.
Статья:
Логопедический ритм — одно из звеньев ревалидационной педагогики. Это комплексный метод, который включает логопедию, музыку, ритм и физкультуру. Он основан на речи, музыке и движении. Актуальность проблемы обусловлена необходимостью поиска наиболее эффективных и интересных форм коррекции речи и движений для детей.
Как логопед в обычном детском саду, я регулярно проверяю речь всех детей. Анализируя данные мониторинга за последние несколько лет, я заметил, что количество детей с некоторыми нарушениями речи систематически увеличивается. Например, исследование детей 4-5 лет, проведенное в 2009 году, выявило проблемы с логопедом у 60% детей, в 2010 году — у 65%, в 2011 году — у 70% респондентов. Увеличивается количество детей с системными нарушениями речи, выражающимися в фонетическом и фоническом недоразвитии, плохой грамматике, плохой лексике, заикании и трудностях в общении. У большинства детей этой группы несовершенная координация слуховых глаз и рук. Нарушения межналитического сочленения проявляются в патофизиологическом механизме речевых процессов: недоразвитие фонематического восприятия, речи и общей моторики, анализа и зрительно-пространственного синтеза.
Требования современной школы к первоклассникам достаточно высоки: владение письменной речью, техникой чтения, связным выражением речи предполагает соответствующий уровень операций по соотнесению акустических, зрительных и кинестетических образов. Психолого-педагогическое исследование выпускников дошкольных образовательных учреждений в 2008-2009 гг. Показало, что в среднем 55% детей были и 45% не были готовы начать обучение в школе. Помимо диагностики речи детей, я анализировал зрительно-ручную координацию и невербальные психические функции по методике Н.В. Серебрякова, Л. Соломах, Л. Цветкова. Цветкова. Полученные результаты позволяют сделать вывод, что у всех детей с нарушениями речи имеются определенные проблемы в развитии двигательных функций, и в большинстве случаев выраженность нарушений речи напрямую связана с уровнем развития сложных двигательных навыков. Ознакомившись с данными исследований Л.С.Выготского, А.Р. Лурия, работ Т.А.Власовой, М.Ю. Картушиной, А.Е. Вороновой, проанализировав результаты собственных наблюдений, я пришел к выводу, что выявленные мною проблемы могут быть решены с помощью организация занятий логоритмикой в условиях детского сада.
Логоритмика — это форма активной терапии, в ней заложены здоровьесберегающие технологии, она служит самым эмоциональным звеном в коррекции логопедов. Логоритмические занятия, основанные на сочетании музыки, движения и речи, позволяют решать самые разные задачи:
- развитие слухового и зрительного внимания;
- развитие фонематического слуха;
- развитие пространственной организации движений;
- развитие общей и мелкой моторики и мимики;
- Развитие физиологического и фонового дыхания;
- Формирование артикуляционной основы звуков;
- развитие чувства ритма;
- развитие умения переходить из одной сферы деятельности в другую
- развитие коммуникативных характеристик.
Вся система работы направлена на решение одной задачи — профилактика и преодоление речевых нарушений путем развития и коррекции двигательной сферы, под воздействием слова, ритма и музыки. В нашем детском саду мы организовали логистические классы для разных возрастных групп. Услуга платная, предоставляется по желанию родителей с учетом рекомендаций логопеда, педагога и музыкального руководителя. Занятия проходят 1 раз в неделю, продолжительностью от 20 минут для детей 3-4 лет, 25-30 минут для детей 4-5 лет и 30-35 минут для детей старшего дошкольного возраста. К проведению занятий привлекаются музыкальный руководитель и педагоги группы. Широкий спектр обследования детей позволяет рассматривать логоритмику как профилактику перед помещением их в логопедическое отделение. Я не случайно выбрал форму работы в подгруппах (в подгруппах по 6-8 детей), потому что движения тела как язык общения раскрывают самые полные представления о себе и других; положительное представление о себе способствует принятию детьми себя и других детей, принимающих детей.
По произведению М.Ю. Картушина, Е. Кузнецова, В. Кудрявцев, я создал образовательную программу «Речь. РИТМ. Движение», которая помимо целей и задач включает тематические планы, учебно-тематические планы, методические разработки логоритмических занятий, а также учитывает местные условия организации учебный процесс. Занятия планируются по разветвленной структуре с учетом гибкости ее содержания. Это позволяет мне менять элементы урока в зависимости от пожеланий детей.
Я внимательно вплетаю в структуру урока различные задания:
- упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;
- упражнения, регулирующие мышечный тонус;
- Речевые упражнения без музыкального сопровождения;
- упражнения на развитие музыкального слуха;
- Ритмические упражнения, пение;
- Упражнения по игре на музыкальных инструментах;
- Массаж биологически активных зон;
- игры, драма, имитационные упражнения;
- расслабляющие упражнения.
При проведении занятий по логитмике советую не запоминать речевой материал, все упражнения следует выполнять с детьми путем имитации; Чтобы детям было интересно, воспринимайте каждый урок как одну сказку: «Домашний кот», «Кот Леопольд идет в армию», «Путешествие в страну гномов». Успех зависит от того, насколько хорошо вы дидактически выстроите каждый элемент урока. Вводная часть 3-5 минут: сюда включены упражнения, которые подготавливают тело к двигательной и речевой нагрузке. Это всевозможные прогулки и пробежки, дыхательные упражнения, пальчиковые игры. Самое главное — создать правильный эмоциональный настрой. Основная часть (10-15 минут) включает 3-4 вида упражнений на выбор преподавателя. В последней части я трачу 5 минут на различные виды игр и упражнения на расслабление.
Благодаря высокой эмоциональности занятия логоритмикой способствуют улучшению психического здоровья детей. Эмоциональная окраска движений под музыку способствует созданию атмосферы праздника, свободы и непринужденности. Создаются условия для укрепления ассоциативной области коры больших полушарий, сенсибилизации подкорки и моторной зоны коры головного мозга. Из моих наблюдений кажется, что то, что трудно достичь с помощью механического мастерства движения, довольно быстро и эффективно достигается с помощью эмоционального, коммуникативного опыта соответствующего визуального образа в игровой ситуации.
Один из главных принципов эффективной работы — индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его возраста, речевых и психофизиологических способностей. При работе с детьми я определяю уровень реальных и ближайших зон развития и учитываю скорость усвоения материала конкретным ребенком. Такой подход обеспечивает необходимый комфорт и поддержку. Я считаю, что очень важно вовлечь родителей в понимание важности логоритмической активности для детей. Их интерес и активное участие в этом процессе помогает добиться лучших результатов. Для этого я провожу для них консультации и мастер-классы и приглашаю на занятия.
Выдвинутая гипотеза о том, что в результате логоритмической работы улучшаются речевые, двигательные и музыкальные способности, подтвердилась результатами проведенных мной диагнозов в 2010 и 2011 учебном году. Диагностическую группу составили дети 5-6 лет (16 человек. ). На графиках ниже представлены результаты сравнительного анализа развития психических речевых функций и функций экстрапорядка у детей.
Диагностика развития психических речевых функций у детей 5-6 лет Таблица 1
Диаграмма 2-Диагностика развития экстраординарных психических функций у детей 5-6 лет
Таким образом, результаты сравнительного анализа диагностики речевого развития и невербальных психических функций детей позволяют сделать вывод, что выбранная система работы способствует эффективному повышению уровня речевого, музыкального и двигательного развития. Наблюдается положительная динамика качественных изменений показателей слухового, зрительного, тактильного внимания, восприятия и памяти. При этом улучшаются показатели речевого развития: физиологическое дыхание, фонематический слух, движения артикуляционного аппарата, произношение. Улучшается работа сердечно-сосудистой, дыхательной, двигательной и других систем. Дети с удовольствием занимаются логоризмом, приобщаются к представлениям о здоровом образе жизни и доброжелательном отношении к окружающим людям. В будущем это позволит представиться детям и вместе с ними решать более сложные задачи в овладении речью, в развитии музыкальных способностей и детского творчества.
1. Выготский Л.С. Лурия А. Этюды по истории поведения. М 1993
2.Воронова А.Е. Развитие и коррекция слухово-глазной координации у детей дошкольного возраста с нарушениями речи с помощью музыкально-ритмических занятий. Иркутск 2002.