В конце августа в аэропорту Лос-Анджелеса заметили мужчину с реактивным ранцем. Пилот самолета American Airlines, летевшего на высоте 900 метров, видел его, а также пилотов двух других самолетов. ФБР начало расследование.
В феврале 2020 года человек с двигателем Satchel взлетел еще выше — 1,8 км. Это был француз Винс Реффе, который пролетел над Дубаем со скоростью 240 км / ч и установил мировой рекорд по количеству реактивных ранцев.
Полет Винса Реффе длился три минуты. Мгновение спустя он повторил полет, взлетев полностью сам.
Однако в соцсетях недооценили его достижения, обвинив в том, что он сжег много топлива и нанес ущерб окружающей среде.
Фактически, реактивные ранцы раньше летали вместе с самолетами. Например, в 2015 году швейцарский пилот Ив Росси пролетел на высоте 1000 метров вместе с Airbus F380. Однако на тот момент это были согласованные действия и не представляли угрозы для корабля.
Что такое реактивный ранец?
Реактивный ранец — самый компактный летательный аппарат. Это ракета или реактивный ранец, который прикрепляется к вашей спине и поднимает человека в воздух.
Рюкзаки бывают двух типов — ракетные и турбореактивные:
- Первые самые простые и популярные. Внутри находится двигатель, который сжигает топливо и направляет струю вниз. Jetpack состоит из корсета, рамы, баллонов с перекисью водорода и азота и двигателя. Управляется двумя рычагами. Ракеты относительно безопасны, но они потребляют много топлива и могут летать только короткое время. Пилоту понадобится термостойкий костюм, чтобы не получить ожог двигателем.
- Турбореактивные шаттлы работают на парафине, что позволяет им набирать большую высоту и дольше находиться в полете. Главный недостаток — сложная и дорогая конструкция.
Такой реактивный ранец имеет сдвоенный турбореактивный двигатель, в котором поступающий воздух сжимается компрессором и разделяется на два потока. Один из них сгорает и выделяет энергию, а другой помогает охладить двигатель и защищает пилота от перегрева. Форсунки сконструированы таким образом, что струя может быть направлена не только вниз, но и в любом другом направлении.
Самолеты постоянно совершенствуются. Например, с помощью электронного управления двигателем. Это облегчает обращение с рюкзаком и снижает его вес, а также позволяет парить в воздухе без необходимости перемещать джойстики.
Небольшие бензиновые или дизельные двигатели также обеспечивают более легкую конструкцию — до 9 кг. Это позволяет взять с собой дополнительное топливо и продлить время полета.
Эволюция джетпаков: от создания до наших дней
На протяжении 20-го века реактивные ранцы интересовали ученых-изобретателей — как революционное средство передвижения — и военных — как способ получить мобильного солдата, способного быстро перемещаться из одного места в другое. Часто обе эти функции совмещались.
Первый прототип реактивного ранца был изобретен и запатентован еще в 1928 году советским инженером Александром Андреевым.
Однако первая рабочая модель была разработана в 1952 году американцем Томасом Муром, который использовал ноу-хау немецких инженеров времен Второй мировой войны. Его реактивным жилетом заинтересовались ВВС США, и ему была выплачена субсидия в размере 25000 долларов. Во время испытаний жилет поднимал человека в воздух всего на несколько секунд, и от конструкции вскоре отказались.
В 1958 году появился еще один проект — Grasshopper, разработанный Thiokol Chemical Corporation, также по заказу американских войск. Модель была оснащена пятью баллонами с азотом и могла летать около минуты. Кроме того, «прыжковый пояс» обеспечивал ускорение: машина могла двигаться со скоростью до 50 км / ч. И снова эксперименты на этом не закончились.
В том же 1958 году Венделлу Муру из Bell Aerosystems удалось создать рюкзак, который поднимал человека на высоту 5 метров и длился три минуты. Пилот управлял рюкзаком и контролировал его положение в воздухе, в то время как оператор на земле отвечал за подачу азотного топлива.
В 1961 году пилот Гарольд Грэм взлетел с летающим рюкзаком Мура на высоту 34 метра. Кузов этой модели был сделан из стеклопластика, благодаря чему он был намного легче своих металлических предшественников. Однако перекись азота, используемая в качестве топлива, была очень дорогой. При этом на 20 секунд полета ему требовалось 19 литров.
На другую, более мощную, разработку в 1969 году военные выделили Мура 35 миллионов долларов. Аппарат разгонялся до 45 км / ч, но имел опоры для торможения при посадке (при весе рюкзака 50 кг), поэтому из-за высокого риска проект был представлен.
В 1984 году другой летчик-испытатель, Уильям Шутер, поднялся в воздух на церемонии открытия Олимпийских игр в Лос-Анджелесе. Его реактивный ранец по-прежнему был очень тяжелым, весил 54 кг, а полет длился всего 20 секунд.
В 2006 году появилась первая коммерческая модель пакетика Jetlev-Flyer. Они весили 13,6 кг и были прикреплены к моторной лодке, двигатель которой перекачивал воду для создания тяги.
В 2008 году был представлен первый реактивный ранец Martin. Модель могла нести до 120 кг, летала до 30 минут на высоте 2,5 км и работала на обычном бензине. И да, очевидно, их реактивный ранец был замечен над Лос-Анджелесом. У новозеландской компании были все шансы стать лидером рынка. Однако работа над второй серией затянулась, и в 2019 году Martin Jetpack закрыли.
Приоритетное пальму первенства перешло к компании Jetpack Aviation. В 2015 году его основатель, бывший коммерческий пилот Дэвид Мейман, облетел Статую Свободы в Нью-Йорке. Его планер весил 38,5 кг, а сам полет длился 10 минут.
Это была модель JB-9, позволяющая летать на высоте до 3000 метров со скоростью до 100 км / ч. В 2016 году Майман снова поднялся в воздух, на этот раз в Монако. Минуты три летел на новой модели — JB-10. Он был компактнее своего предшественника и больше походил на рюкзак, чем на ракетную установку. Такой реактивный ранец на той же высоте летает до 10 минут, но со скоростью до 160 км / ч.
Наконец, в 2018 году была показана новая версия — JB-11. Он разгоняется до 320 км / ч, достигает высоты 4,5 км и может летать до 12 минут. Его максимальная дальность составляет 32 км, а максимальная полезная нагрузка — 120 кг.
Эти автомобили были приобретены властями Дубая для использования в чрезвычайных ситуациях, например, для пожаротушения.
Ракеты нового поколения доступны для предварительного заказа в двух версиях: гражданской и военной. Ракеты могут развивать скорость до 240 км / ч, летать до 30 минут и выдерживать до 544 кг.
Существует также более легкая версия с топливным баком 19 литров и скоростью до 100 км / ч. Для полетов не требуется лицензии пилота. Experimental не имеет ограничений по топливу и скорости, но требует лицензии на полеты.
Джетпаки и правда опасны?
Эксперты ВВС утверждают, что полеты на высоте 1 км и выше опасны для человека. Пока неизвестно, что будет, если рюкзак внезапно выйдет из строя из-за проблем с двигателем или топливом.
Кроме того, на такой высоте пилот мог повредить лопасти в результате встречи с птицей, а также нарушить работу пилотов самолета. Перед посадкой управление самолетом обычно переключается на автопилот, и любое внезапное нарушение требует немедленной реакции.
Основная проблема в том, что реактивные ранцы еще не производятся серийно, и многие модели не прошли испытательные полеты. Так что, как и в случае с дронами, их полет вызывал много опасений.
С другой стороны, у летающих спутников есть все шансы стать если не личным, то коммерческим видом транспорта — например, для доставки грузов. Многие модели просты в использовании и не требуют лицензии пилота, а для вертикального взлета подходит любая площадь в 1 квадратный метр.