Существуют две формы организации физического воспитания младенцев и дошкольников:
1) государственная (ясли — до 3 лет и детский сад — от 3 до 6-7 лет);
2) любительская, где физкультура проводится преимущественно в семье.
Государственная форма организации физического воспитания обязательна для всех детей, посещающих дошкольные учреждения. Занятия физкультурой в таких учреждениях проводятся в соответствии с программой дошкольного воспитания и обучения (под девизом «Физическое воспитание»), которая определяет цели, содержание и организационные формы физических упражнений. Занятия по физическому воспитанию проводят педагоги и инструкторы по физическому воспитанию.
Метод целенаправленного использования физического воспитания зависит от возрастного диапазона и подвижности детей, а также от условий, в которых проводятся занятия.
Основой двигательной активности детей до 2 лет должны быть ходьба, лазание, преодоление препятствий, игра с мячом, игрушками, обручами, гимнастической тростью и скакалкой. Самая эффективная форма упражнений в этом возрасте — игра, которая позволяет детям удовлетворить свою потребность в упражнениях. Физические нагрузки проводятся 2-3 раза в неделю. В классах с 2–3-летними детьми большое значение имеет словесная и наглядная деятельность. Это связано с интенсивным развитием речи ребенка и умением подражать. Для повышения активности и привлечения внимания детей используются сложные задания и имитации («тихо бегаем, как мыши», «тихо прыгаем, как воробьи», «топаем, как медведи» и т. д.). Физическая активность в этом возрасте должна не быть слишком легким или слишком легким. слишком тяжелым. Степень его воздействия на организм легко контролируется частотой сердечных сокращений. Разница в частоте пульса между началом и концом упражнения должна быть в пределах 10 ударов, если больше — нагрузка чрезмерная. Неизмененная частота пульса указывает на отсутствие упражнений. Игры для детей третьего года жизни становятся все более сложными и разнообразными. Сюжет и ролевые игры занимают большое место. У 3–4 лет тренировочный эффект обеспечивается упражнениями с ЧСС не менее 130–140 уд / мин, у 5–7 лет — не менее 140–150 уд / мин. Последовательно используются более сложные формы ходьбы, бега, прыжков, метания, лазания, балансировки и т. д.
В дошкольном и раннем детском возрасте важно учитывать практически все физические характеристики. В первую очередь следует обратить внимание на развитие координационных навыков, в частности, на такие элементы, как: чувство равновесия, точность, ритм, координация отдельных движений. Скорость следует тренировать, выполняя простые движения, обычно в игре. Во время тренировок на силу и выносливость самое главное — подчеркнуть мышцы живота, спины, ног, рук, ног и ступней. Силовые упражнения должны быть легкими, обычно напряженными (приседания, лазание, прыжки, упражнения с мячом, обручем, скакалкой и т. д.). Упражнения выполняются как в игровой, так и в рутинной форме.
Процесс планирования для дошкольников 3-6 лет основан на следующих утверждениях (А.А.Ругина, 1999).
1) весь период от 3 до 6 лет — период, чувствительный к развитию моторики и формированию основных движений.
2) основной методологической особенностью планирования этого процесса является наличие этапов подчеркнутого воздействия на конкретное качество. Разумная продолжительность этих шагов — до 1 месяца. Таким образом, специализированные упражнения или двигательные игры должны составлять от 50 до 70% общего времени физической активности.
Рекомендуемый список литературы
- Булич Е.Г. Физическая культура в специальных медицинских группах. — М., 1986.
- Дифференциация физического образования физического образования общественной школы студентов: Учебное пособие. — Тюмень, 1997.
- Кайнов А.Н., Калинин В.Е., Калинина Л.В., Макаренко Т.М. Методика выбора баскетбольных ресурсов для урока физического воспитания ОБСЕ. — Волгоград, 2003.
- Купер К. Новая аэробика. — М., 1979.
- Лечебная физическая культура: учебник / под ред. В.А. Богоявление. — М., 1987.
- Литвинов Е.Н., Погадаев Г.И. и другие. Методика физического воспитания учащихся 1-4 классов. — М., 1997.
- Лях В.И. Тесты по физическому воспитанию школьников. — М., 1998.
- Макаренко Т.М., Калинина Л.В., Гаврилова Л.Г., Курдяева О.А. Методика выбора волейбольного ресурса на уроках физического воспитания в общеобразовательной школе — Волгоград, 2002.
- Макаренко Т.М., Прохорова И.В. Теория физической культуры: части I и II. — Волгоград, 1999.
- Матвеев Л.П. Программа «Физическая культура» для общеобразовательных учреждений (1-11 классы). — М.,. 2002. Похлебин В.П. Здоровье чары. — М., 1992.
- Прохорова И.В., Шептикин С.А., Шаповалов С.И. Физическая культура, физическая активность, здоровый образ жизни. Волгоград, 1998.
- Рипа М.Д., Велитченко В.К., Волкова С.С. Упражнения по физической культуре со школьниками, квалифицированными на специальную медицинскую группу. М., 1988.
- Теория и методика физического воспитания: учебник / под ред. Ж.Ф. Курамшин, В. Попов. — С-Пб., 1999.