Формирование детской речи основывается не только на общедидактических принципах, но и на методических принципах обучения. Под методологическими принципами понимаются общие принципы, которыми учитель руководствуется при выборе учебных пособий. Это принципы обучения, вытекающие из закономерностей в освоении детьми языка и речи. Они отражают специфику обучения родному языку, дополняют систему общедидактических принципов и гармонируют с такими принципами, как: доступность, ясность, последовательность, последовательность, осведомленность и активность, индивидуализация обучения и др. Методологические принципы также взаимосвязаны.
На основе анализа исследований проблем развития речи детей и опыта детских садов были выделены следующие методические принципы развития речи и обучения родному языку.
Принцип взаимосвязи сенсорного, психического и речевого развития детей. Он основан на понимании речи как речево-мыслительной деятельности, становление и развитие которой тесно связано с познанием окружающего мира. Речь основана на чувственных представлениях, которые составляют основу мышления и развиваются в единстве с мышлением. Поэтому работу над развитием речи нельзя отделить от работы над развитием чувств и мыслительных процессов. Осведомленность детей должна быть обогащена идеями и представлениями об окружающем мире, а их речь должна развиваться на основе развития содержательной стороны мышления. Формирование речи происходит в определенной последовательности с учетом специфики мышления: от конкретных значений к более абстрактным; от простых к более сложным конструкциям. Усвоение речевого материала происходит в контексте решения умственных задач, а не путем простого воспроизведения. Соблюдение этого принципа обязывает учителя широко использовать наглядные дидактические средства, применять методы и приемы, которые будут способствовать развитию всех познавательных процессов.
Принцип коммуникативно-функционального подхода к развитию речи. Этот принцип основан на понимании речи как деятельности по использованию языка для общения. Это вытекает из цели развития речи в детском саду — развития речи как средства общения и познания — и указывает на практическую направленность процесса обучения родному языку.
Этот принцип является одним из основных, поскольку задает стратегию всей работы по развитию речи. Его реализация предполагает развитие речи у детей как средства общения как в процессе общения, так и в различных видах деятельности. Этому принципу также должны следовать специально организованные мероприятия. Это означает, что оба основных направления работы с детьми, выбор языкового материала и весь набор методических инструментов должны способствовать развитию коммуникативных и языковых навыков. Коммуникативный подход меняет методы обучения, ставя на первый план формирование речи.
Принцип развития языковых дарований («чувство языка»). Языковые навыки — это бессознательное владение языковыми моделями. В процессе многократного получения речи и использования похожих форм в своих собственных высказываниях ребенок подсознательно создает аналогии, а затем также изучает шаблоны. Дети начинают все более свободно использовать формы языка по отношению к новому материалу, комбинируя элементы языка в соответствии с его законами, хотя они и не осознают их.
Это показывает способность запоминать, как традиционно используются слова и фразы. И не только запомнить, но и использовать их в постоянно меняющихся коммуникативных ситуациях. Этот навык нужно развивать. Например, по мнению Д. Эльконина, следует сохранять спонтанную ориентацию в звуковой форме языка. В противном случае, «выполнив в минимальной степени свою функцию, необходимую для усвоения грамматического строя, он ломается и перестает развиваться. Ребенок постепенно теряет свой особый лингвистический« талант ». Следует всячески поощрять различные виды деятельности в форме игровых манипуляций со словами, которые на первый взгляд кажутся ничего не значащими, но имеют глубокое значение для самого ребенка. В них у ребенка есть возможность развить свое восприятие языковой реальности. Развитие «чувства языка» связано с формированием языковых обобщений.
Принцип формирования элементарного понимания языковых явлений. Этот принцип основан на том, что в основе овладения речью лежит не только подражание, подражание взрослым, но и бессознательное обобщение языковых явлений. Создается специфическая внутренняя система правил речевого поведения, которая позволяет ребенку не только повторять, но и создавать новые высказывания. Поскольку задача науки состоит в формировании коммуникативных навыков, а каждое общение связано со способностью создавать новые утверждения, именно формирование языковых обобщений и навыков творческого выражения должно быть основой изучения языка.
Одного лишь механического повторения и накопления отдельных языковых форм недостаточно для их усвоения. Исследователи детской речи считают, что необходимо организовать процесс познания ребенком самой языковой реальности. В центре внимания науки должно быть формирование понимания языковых явлений. А.А. Леонтьев выделяет три режима сознания, которые часто смешиваются: свобода слова, понимание и правильное осознание. В дошкольном возрасте сначала формируется свобода слова, а затем выделяются ее составляющие. Добросовестность — показатель степени развития разговорных навыков.
Принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи, развития речи в целом. Реализация этого принципа основана на такой структуре работы, при которой все уровни языка осваиваются в их тесной взаимосвязи. Усвоение словарного запаса, формирование грамматической структуры, развитие речевого восприятия и произношения, диалогическая и монологическая речь — это отдельные, в дидактических целях, отдельные, но взаимосвязанные части единого целого — процесса усвоения языковой системы. В процессе развития одной стороны речи одновременно развиваются и остальные. Работа над лексикой, грамматикой, фонетикой не самоцель, она направлена на развитие связной речи. Внимание учителя должно быть сосредоточено на выработке связного утверждения, в котором резюмируются все достижения ребенка в овладении языком.
Принцип обогащения мотивации речевой деятельности. Качество речи и, в конечном итоге, мера успешности обучения зависят от мотива как наиболее важного компонента в структуре речевой деятельности. Вот почему так важно в процессе обучения обогатить мотивы речевой деятельности детей. В повседневном общении мотивы определяются естественными потребностями ребенка в ощущениях, активности, признании и поддержке. На уроках часто исчезает естественность общения, исчезает естественная коммуникативность высказываний: учитель просит ребенка ответить на вопрос, рассказать историю, что-то повторить. Не всегда учитывается, есть ли у него такая потребность. Психологи утверждают, что положительная речевая мотивация повышает эффективность урока. Важной задачей учителя является создание положительной мотивации для любых действий, предпринимаемых ребенком в процессе обучения, а также организация ситуаций, вызывающих потребность в общении. Следует учитывать возраст детей и использовать различные интересные приемы, которые стимулируют их языковую активность и способствуют развитию творческих речевых навыков.
Принцип обеспечения активной речевой практики. Этот принцип выражается в том, что мы изучаем язык через процесс его использования, через практику речи. Речевая деятельность — одно из главных условий своевременного развития речи ребенка. Многократное использование языка в меняющихся условиях позволяет развить сильные и гибкие разговорные навыки и получить обобщения. Речевая деятельность — это не только речь, но также слушание и слушание речи.Поэтому важно научить детей активно слушать и понимать, что говорит учитель.На уроках необходимо использовать различные факторы, обеспечивающие речевую активность всех детей: эмоциональный и положительный фон;субъект-объектное общение;индивидуально ориентированные методы: широкое использование наглядных материалов, игровых приемов;смена деятельности;задачи, относящиеся к личному опыту и т. д.
Следование этому правилу обязывает создавать условия для широкой речевой практики для всех детей в классе, в различных формах деятельности.