Методические рекомендации по использованию сказки в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками

metodicheskie rekomendacii po ispolzovaniju skazki v vospitatelno obrazovatelnoj rabote s doshkolnikami Блог

Работа с народными и авторскими сказками может осуществляться с использованием различных стратегий и организационных форм. Помимо уроков, это могут быть различные игры и упражнения, рисование, лепка, конструирование, творческие задания.

Я покажу специфику работы со сказкой на примере класса «Путешествие в сказку».

Сначала перед началом урока с помощью музыки создается эмоциональный фон, выбирается место для урока, выносится необычный предмет.

Цель — создать комфорт и интерес.

Во-вторых, рассказ рассказывается эмоционально, сопровождается вопросами, детям даются задания («Найди и назови сказку», «Где живет сказка?» И т. д.), Вовлекаем ребенка в действие и игру. .

Цель — вызвать интерес к проблеме, эмоционально вовлечь участников в ситуацию, использовать их личный опыт.

В-третьих, дети вспомнили известную им сказку («Горшок с крупой» братьев Гримм), ее героев, их проблемы и почувствовали потребность поиграть с ней (игра «Золушка» из хлопьев, образная игра «Готовим кашу»). , создавая придуманный подручными средствами образ и выражая его вербально и невербально.

Цель — развитие творческой активности, умения сотрудничать с окружающими.

В-четвертых, дети переходят к случайным играм или продуктивной деятельности.

Цель состоит в том, чтобы использовать полученные знания в различных видах деятельности.

Теперь перейдем к рассмотрению отдельных методов и представлений о работе со сказкой.

Лепка сказок.

Использование моделей для составления сказки позволяет детям лучше усвоить последовательность действий героев и ход сказочных событий; развивает абстрактно-логическое мышление, умение пользоваться символами и знаками; обогащает словарный запас, активизирует речь; влияет на все чувства. В качестве заменителей можно использовать различные геометрические фигуры.

Замены производятся на основе пропорций цвета и размера символов.

В сказке «Три медведя» — три коричневых круга разного диаметра, а в сказке «Кошелек или жизнь» — это полосы разной высоты и цвета, соответствующие цвету персонажа: лягушка зеленая, лисица оранжевый и т. д.

Выразительные движения.

Основная задача использования выразительных движений в работе со сказкой — развитие творческих способностей детей. Освоение тех или иных выразительных движений и жестов происходит в специально подобранных упражнениях, в том числе в бесплатных играх. Слова и музыка помогают овладеть выразительными движениями.

Проблемные ситуации (от греч. Проблема — проблема, задача и лат. Ситуация — положение) — это ситуации, для которых индивид или группа должны найти новые средства и методы действий для их преодоления; они учат мыслить и творчески осваивать знания. Решение проблемной ситуации — открытие новых, ранее неизвестных знаний. Проблемные ситуации повышают познавательную, речевую и творческую активность детей и основаны на развитии действия, на бурной стороне работы.

Для создания проблемной ситуации необходимо задать проблемный вопрос:

Почему никто не хотел дружить с Шапокляком? Е. Успенский «Крокодил Гена».

Почему поссорились лиса и заяц? «Лисица и Заяц. Русская сказка.

Творческие задания могут быть индивидуальными или групповыми. Результатом творческих заданий является продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, неповторимостью (новый образ, рисунок, сказка).

Примеры творческих заданий для детей в сказке «Репка».

— Расскажите в кругу известную сказку.

— Сыграйте в сказку. Дети играют роли в рассказе.

— Сыграйте роль липучки и объясните, что с ней можно сделать.

— Придумайте свою сказку «Морковь» (по аналогии).

— Оформление книги «Полезные сказки» (обложка, иллюстрации).

— Изготовление комбинезонов «Овощи» (ткань, бумага).

— Игра в воображаемые сказки.

Сказки, но в новой версии

Дети наделяют известных сказочных персонажей чертами, противоположными их собственным.

Колобок плохой, волк хорош

Лисица хороша, Колобок лукавит.

Сказки о предметах быта

Начало сказки — это рассказ о любом предмете повседневного обихода.

Настоящее начало истории

Узнай сказку по песне героев

— Не садись на пень, не ешь Машу и Медведя

— Визжать ногой, пищать липовой ножкой! «Медведь — липовая нога»

— Козочки, малыши! Откройся, откройся! «Волк и семь козлов» История продолжается.

Придумайте сказочный финал вместо привычного. Дети учатся воображать, думать.

Нарисуйте рассказ.

Дети рисуют иллюстрации к известным или собственным сказкам, нетрадиционными методами рисования пальцами, акварелью, мокрой краской.

Веселые задания

— При выполнении игровых упражнений мы опираемся на зрительные способности детей.

— Сказочный персонаж задает детям головоломку, а затем дети рисуют разгадку.

Дидактические игры:

«Сделайте портрет сказочного персонажа». Художественно-эмоциональное развитие.

«Треугольник и квадрат» (математическая разработка)

«Хорошо плохо». Оценка действий героев, раскладывание жетонов в 2 цвета: С. Михалков «Три поросенка».

Использование сказки в работе с родителями.

Необходимо обратить внимание на особую роль родителей в работе со сказкой, объясняя значение сказки в развитии внутренней жизни ребенка, творческих способностей, эмоциональной сферы, чувств. Игра и сказки не должны рассматриваться как временные явления в развитии ребенка.

Используются следующие виды работы с родителями:

— Тематические встречи родителей об образовательных и воспитательных возможностях сказок

— Дни открытых дверей. Родители могут присоединиться к своим детям в играх, творческих задачах и т. д.

— Изготовление костюмов и атрибутов для спектаклей и фестивалей, участие в них. Сказка «Колобок».

— Выполнение творческих домашних заданий родителями и детьми (придумывание пазлов, оформление книги сказками).

— Выставки работ детей и родителей («Любимые наши сказки», «Зимние сказки»).

Оцените статью
МБОУ ДО ППМС центр Шанс
Добавить комментарий