Работа с народными и авторскими сказками может осуществляться с использованием различных стратегий и организационных форм. Помимо уроков, это могут быть различные игры и упражнения, рисование, лепка, конструирование, творческие задания.
Я покажу специфику работы со сказкой на примере класса «Путешествие в сказку».
Сначала перед началом урока с помощью музыки создается эмоциональный фон, выбирается место для урока, выносится необычный предмет.
Цель — создать комфорт и интерес.
Во-вторых, рассказ рассказывается эмоционально, сопровождается вопросами, детям даются задания («Найди и назови сказку», «Где живет сказка?» И т. д.), Вовлекаем ребенка в действие и игру. .
Цель — вызвать интерес к проблеме, эмоционально вовлечь участников в ситуацию, использовать их личный опыт.
В-третьих, дети вспомнили известную им сказку («Горшок с крупой» братьев Гримм), ее героев, их проблемы и почувствовали потребность поиграть с ней (игра «Золушка» из хлопьев, образная игра «Готовим кашу»). , создавая придуманный подручными средствами образ и выражая его вербально и невербально.
Цель — развитие творческой активности, умения сотрудничать с окружающими.
В-четвертых, дети переходят к случайным играм или продуктивной деятельности.
Цель состоит в том, чтобы использовать полученные знания в различных видах деятельности.
Теперь перейдем к рассмотрению отдельных методов и представлений о работе со сказкой.
Лепка сказок.
Использование моделей для составления сказки позволяет детям лучше усвоить последовательность действий героев и ход сказочных событий; развивает абстрактно-логическое мышление, умение пользоваться символами и знаками; обогащает словарный запас, активизирует речь; влияет на все чувства. В качестве заменителей можно использовать различные геометрические фигуры.
Замены производятся на основе пропорций цвета и размера символов.
В сказке «Три медведя» — три коричневых круга разного диаметра, а в сказке «Кошелек или жизнь» — это полосы разной высоты и цвета, соответствующие цвету персонажа: лягушка зеленая, лисица оранжевый и т. д.
Выразительные движения.
Основная задача использования выразительных движений в работе со сказкой — развитие творческих способностей детей. Освоение тех или иных выразительных движений и жестов происходит в специально подобранных упражнениях, в том числе в бесплатных играх. Слова и музыка помогают овладеть выразительными движениями.
Проблемные ситуации (от греч. Проблема — проблема, задача и лат. Ситуация — положение) — это ситуации, для которых индивид или группа должны найти новые средства и методы действий для их преодоления; они учат мыслить и творчески осваивать знания. Решение проблемной ситуации — открытие новых, ранее неизвестных знаний. Проблемные ситуации повышают познавательную, речевую и творческую активность детей и основаны на развитии действия, на бурной стороне работы.
Для создания проблемной ситуации необходимо задать проблемный вопрос:
Почему никто не хотел дружить с Шапокляком? Е. Успенский «Крокодил Гена».
Почему поссорились лиса и заяц? «Лисица и Заяц. Русская сказка.
Творческие задания могут быть индивидуальными или групповыми. Результатом творческих заданий является продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, неповторимостью (новый образ, рисунок, сказка).
Примеры творческих заданий для детей в сказке «Репка».
— Расскажите в кругу известную сказку.
— Сыграйте в сказку. Дети играют роли в рассказе.
— Сыграйте роль липучки и объясните, что с ней можно сделать.
— Придумайте свою сказку «Морковь» (по аналогии).
— Оформление книги «Полезные сказки» (обложка, иллюстрации).
— Изготовление комбинезонов «Овощи» (ткань, бумага).
— Игра в воображаемые сказки.
Сказки, но в новой версии
Дети наделяют известных сказочных персонажей чертами, противоположными их собственным.
Колобок плохой, волк хорош
Лисица хороша, Колобок лукавит.
Сказки о предметах быта
Начало сказки — это рассказ о любом предмете повседневного обихода.
Настоящее начало истории
Узнай сказку по песне героев
— Не садись на пень, не ешь Машу и Медведя
— Визжать ногой, пищать липовой ножкой! «Медведь — липовая нога»
— Козочки, малыши! Откройся, откройся! «Волк и семь козлов» История продолжается.
Придумайте сказочный финал вместо привычного. Дети учатся воображать, думать.
Нарисуйте рассказ.
Дети рисуют иллюстрации к известным или собственным сказкам, нетрадиционными методами рисования пальцами, акварелью, мокрой краской.
Веселые задания
— При выполнении игровых упражнений мы опираемся на зрительные способности детей.
— Сказочный персонаж задает детям головоломку, а затем дети рисуют разгадку.
Дидактические игры:
«Сделайте портрет сказочного персонажа». Художественно-эмоциональное развитие.
«Треугольник и квадрат» (математическая разработка)
«Хорошо плохо». Оценка действий героев, раскладывание жетонов в 2 цвета: С. Михалков «Три поросенка».
Использование сказки в работе с родителями.
Необходимо обратить внимание на особую роль родителей в работе со сказкой, объясняя значение сказки в развитии внутренней жизни ребенка, творческих способностей, эмоциональной сферы, чувств. Игра и сказки не должны рассматриваться как временные явления в развитии ребенка.
Используются следующие виды работы с родителями:
— Тематические встречи родителей об образовательных и воспитательных возможностях сказок
— Дни открытых дверей. Родители могут присоединиться к своим детям в играх, творческих задачах и т. д.
— Изготовление костюмов и атрибутов для спектаклей и фестивалей, участие в них. Сказка «Колобок».
— Выполнение творческих домашних заданий родителями и детьми (придумывание пазлов, оформление книги сказками).
— Выставки работ детей и родителей («Любимые наши сказки», «Зимние сказки»).