Методологические и теоретические вопросы психического развития человека

metodologicheskie i teoreticheskie voprosy psihicheskogo razvitiya cheloveka Блог

1.Категория «развитие» в психологии и философии

Существует несколько методологических подходов к проблеме развития в философии. Первый подход — натурализм — развитие — это созревание имеющихся способностей, наклонностей и т. д. Второй подход — историзм — субъективизация (формирование человеческой субъективности). Основные признаки развития (по работам Выготского, Вернера и др.) — это прежде всего качественные изменения, образование новообразований и реконструкция связей между сторонами объекта. Различают два основных типа развития: 1) преформинг-тип — когда вначале определяются стадии, через которые явление пройдет, и конечный результат, которого будет достигнуто явление (эмбриональное развитие); 2) недеформирующий тип — когда путь развития не предопределен (историческое развитие, развитие ребенка. Психическое развитие — это закономерные изменения психических процессов во времени, выражающиеся в их количественных, качественных и структурных преобразованиях.

2.2. Основные подходы к развитию психики ребенка в зарубежной психологии.

Большинство зарубежных теорий можно сгруппировать в три подхода: 1) Биогенетический подход рассматривает ребенка как биологическое существо, наделенное природой определенными способностями, чертами характера и формами поведения. Наследственность определяет весь ход его развития — и его темп, быстрый или медленный, и его предел — сможет ли ребенок, многого добиться или окажется средним. Среда, в которой воспитывается ребенок, становится лишь условием такого заранее заданного развития, как бы проявляющего то, что ему дано до рождения. а) Теория рекапитуляции возникла как часть течения биологии, основная идея которой заимствована из эмбриологии. Эмбрион (человеческий эмбрион) во время своего внутриутробного существования переходит от одноклеточного простейшего организма к человеку. Эта теория основана на законе Геккеля: онтогенез (индивидуальное развитие) — это укороченное повторение филогении (исторического развития). Биогенетический закон, перенесенный в область детской психологии, позволил представить развитие детской психики как повторение основных этапов биологической эволюции и этапов культурно-исторического развития человечества. В. Стерн так описывает развитие ребенка: в первые месяцы жизни ребенок находится в стадии млекопитающего; во второй половине года достигает стадии высших млекопитающих — обезьян; затем начальные этапы человеческого развития; из школы он впитывает человеческую культуру — сначала в духе античности и Ветхого Завета, затем (в подростковом возрасте) в фанатизме христианской культуры и только в зрелом возрасте достигает уровня культуры Нью Эйдж. б) Теория трех стадий развития (Карл Буллер): -Instinct; -чувство; -интеллект. Биологический фактор — это прежде всего наследственность. Нет единого мнения относительно того, что генетически детерминировано в детской психике. Родные психологи считают, что по крайней мере две вещи передаются по наследству — темперамент и способности. РЕЗЮМЕ: Наследственность считается основным фактором, ребенок рассматривается как пассивный объект. 2) Противоположный подход к развитию детской психики можно найти в социогенетическом направлении. Его истоки восходят к идеям философа XII века Джона Локка. Он считал, что ребенок рождается с такой же чистой душой, как восковая табличка (или чистый лист бумаги). На этой доске педагог может написать что угодно, и ребенок, не обремененный наследственностью, вырастет таким, каким его хотят видеть близкие взрослые. РЕЗЮМЕ: Окружающая среда рассматривалась как главный фактор, активность ребенка не принималась во внимание. Ясно, что и биологический, и социогипологический подходы страдают односторонностью из-за преуменьшения или отрицания важности одного из двух факторов развития.

3) Уильям Стерн выдвинул принцип совпадения обоих факторов. По его мнению, оба фактора одинаково важны для умственного развития ребенка и отмечают две стороны его развития. Обе стороны развития (одна — созревание унаследованных способностей и черт характера, а другая — развитие под влиянием ближайшего окружения ребенка) пересекаются, т. Е. Происходит конвергенция. Эта теория касалась взаимосвязи между окружающей средой и наследственностью (Айзенк считал, что 20% развития определяется средой и 80% наследственностью). Но теория конвергенции не учитывала: -внутренние причины психического развития; — активность ребенка, считая ее пассивной, настраивается)

3.Отечественная теория психического развития

Современные взгляды на соотношение биологического и социального, принятые в отечественной психологии, во многом основываются на позиции Л.С. Выготского. Л.С. Выготский подчеркивал единство наследственных и социальных моментов в процессе развития. Наследственность присутствует в развитии всех психических функций ребенка, но имеет различный видовой вес. Элементарные функции (начиная с ощущения и восприятия) в большей степени наследственные, чем высшие (произвольная память, логическое мышление, речь). Выготский сформулировал ЗАКОНЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ: 1) Развитие ребенка имеет сложную организацию во времени: ритм развития не совпадает с ритмом времени. Ритм развития меняется с разными возрастными периодами; 2) неравномерность (стабильные в развитии ребенка периоды сменяются критическими периодами); 3) чувствительность (в развитии ребенка бывают наиболее чувствительные периоды, когда психика способна воспринимать внешние воздействия; 1-3 года — речь, дошкольник — память, 3-4 года — исправление дефектов речи); 4) компенсаторный (проявляющийся в способности психики восполнять недостаток одной функции за счет развития других функций; например, у слепых есть другие свойства — слух, тактильные ощущения, обоняние) Выготский выделял 2 уровня (зоны) психического развития: 1 ) Зона актуального развития (ЗАД) — те ПСМ, виды деятельности, которые присутствуют в психике ребенка сегодня; что ребенок может делать самостоятельно. 2) Зона ближайшего развития (ЗДР) — задания, которые ребенок может выполнять сегодня с помощью взрослого, а завтра — самостоятельно. Маркова выделила третий уровень развития — уровень саморазвития (самообучения). ОБУЧЕНИЕ должно быть основано на CRM. Обучение, по мнению Л.С. Выготский ведет к развитию, «таща» его за собой. Но не следует отрывать его от развития ребенка. Существенный разрыв, искусственный скачок вперед без учета способностей ребенка, в лучшем случае приведет к наставничеству, но не повлечет за собой каких-либо эффектов для развития.

Оцените статью
МБОУ ДО ППМС центр Шанс
Добавить комментарий