Методология и подходы к логическому мышлению

metodologiya i podhody k logicheskomu myshleniju Блог

Вопрос: Что думает?

Процесс познавательной деятельности человека, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Объекты и явления реальности обладают такими свойствами и взаимосвязями, которые можно узнать непосредственно через впечатления и восприятия (цвета, звуки, формы, положение и движение тел в видимом пространстве).

Первая черта мышления — это его опосредованный характер. То, что человек не может знать прямо, прямо, он знает косвенно, косвенно: одни свойства через другие, неизвестные через известные. Мышление всегда основано на данных чувственного опыта — восприятии, понимании, воображении — и на ранее полученных теоретических знаниях. Косвенное познание — это опосредованное познание.

Вторая черта мышления — это его обобщение. Обобщение как знание того, что является общим и существенным в объектах реальности, возможно, потому что все свойства этих объектов связаны друг с другом. Общее существует и проявляется только в индивидуальном, в конкретном.

Вопрос: Какие бывают типы мышления?

    (Форма мышления, манипулирующая субъективной сферой. Встречается у детей от рождения до 1,5 лет) (Проблемы решаются с помощью существующего, реального объекта. Развивается в возрасте 1,5 — 7 лет) (Аннотация мышление — категории, не существующие в природе. Развивается с 7 лет. Считается, что у животных нет абстрактного мышления).

Классификация по результату мышления

Классификация по уровню психических процессов

Другие типы:

Вопрос: формы мышления?

Концепция, суждение, вывод (заключение)

Вывод — это наиболее сложная форма и продукт мышления. Он основан на данных ряда оценок и проводится путем рассуждений. В рассуждении есть три основных метода вывода: дедукция, индукция и аналогия.

Дедуктивный вывод (от латинского deductio — вычитание) — процесс рассуждения, в котором дедукция переходит от более общего к частному знанию (от общего к индивидуальному), переход от общего знания к частному логически необходим.

Индуктивное рассуждение (от латинского inductio — индукция) — рассуждение переходит от детального знания к общим теоремам. Так обстоит дело с эмпирическим обобщением, когда на основе повторяемости признака делается вывод о его принадлежности ко всем явлениям данного класса.

Рассуждая по аналогии, можно логически перейти от известного знания об отдельной вещи к новому знанию о другой отдельной вещи на основе сходства одного явления с другим (от отдельного случая к подобным индивидуальным случаям или от частного к другому). частные без общего пользования).

Судейство как мельчайшую единицу логического мышления выделил Платон. Аристотель, в свою очередь, показал, что только в самых общих суждениях, верных для всех объектов данного класса, могут быть выражены законы природы и общества. Он доказал, что если оба помещения являются частными, то из них нельзя сделать точный логический вывод. Строгий логический вывод можно получить только путем дедукции. Например, два суждения «Драгоценные металлы не разъедают» (основная посылка) и «Золото — драгоценный металл» (второстепенная посылка) взрослым с развитым мышлением воспринимаются не как два отдельных предложения, а как готовая логическая связь ( силлогизм), из чего можно сделать только один вывод: «Следовательно, золото не разъедает». Этот вывод не обязательно требует личного опыта, поскольку он получен с помощью объективного логического инструмента силлогизма. Все другие типы рассуждений, то есть индукция и аналогия, гораздо менее ясны с точки зрения истинности заключения. Только силлогизм является истинной основой логического рассуждения. Силлогизмы и другие логические формы делают мышление проверяемым, убедительным и последовательным.

Самые известные способы мышления:

Вопрос: Какие операции выполняет мышление?

Мыслительные операции разнообразны. Это: анализ и синтез, сравнение, абстракция, конкретизация, обобщение, классификация. Какую из логических операций использует человек, зависит от выполняемой задачи и характера информации, которую необходимо учитывать.

Анализ и синтез

Анализ — это мысленное разложение целого на части или мысленное разделение на все его стороны, действия, отношения.

Синтез — это процесс, противоположный мышлению, это соединение частей, свойств, действий, отношений в единое целое.

Анализ и синтез — две взаимосвязанные логические операции. Синтез, как и анализ, может быть практическим или ментальным.

Анализ и синтез сформировали практическую деятельность человека. В трудовой жизни люди постоянно взаимодействуют с предметами и явлениями. Практическое овладение ими и привело к созданию мысленных операций анализа и синтеза.

Сравнение

Сравнение — это установление сходства и различия между предметами и явлениями.

Сравнение основано на анализе. Прежде чем вы начнете сравнивать объекты, вам необходимо определить одну или несколько их характеристик, с которыми вы хотите их сравнить.

Сравнение может быть односторонним, то есть неполным, и многосторонним, то есть более полным. Сравнение, как анализ и синтез, может иметь разные уровни — поверхностный и более глубокий. В этом случае человеческая мысль переходит от внешних знаков сходства и различия к внутренним, от видимых к скрытым, от явления к сути.

Абстрагирование

Абстракция — это процесс умственного абстрагирования от определенных черт, сторон определенного, чтобы лучше узнать его.

Человек мысленно выделяет какую-то особенность предмета и рассматривает ее изолированно от всех остальных, временно дистанцируясь от них. Изолированное изучение отдельных признаков предмета при отделении их от всех остальных знаков помогает человеку глубже понять суть вещей и явлений. Благодаря абстракции человек смог отделить себя от индивидуального, конкретного и подняться до высшей ступени познания — научного теоретического мышления.

Конкретизация

Конкретизация — это процесс, противоположный абстракции и неразрывно связанный с ней.

Конкретизация — это возврат мысли от общего и абстрактного к конкретному с целью раскрытия содержания.

Умственная деятельность всегда направлена ​​на получение результата. Человек анализирует предметы, сравнивает их, различает отдельные свойства, чтобы найти в них общее, открыть законы, управляющие их развитием, чтобы овладеть ими.

Таким образом, обобщение — это извлечение общего в объектах и ​​явлениях, которое выражается в форме понятия, закона, правила, формулы и т. д.

Вопрос: индивидуальные особенности мышления

Мышление имеет ярко выраженный индивидуальный характер. Особенности индивидуального мышления проявляются в различных соотношениях видов и форм, операций и процедур мыслительной деятельности. Наиболее важные мыслительные качества заключаются в следующем.

Самостоятельное мышление — способность придумывать новые задачи и находить способы их решения, не прибегая к помощи других.

Инициатива — постоянная готовность искать и находить пути и средства для самостоятельного решения задачи.

Глубина — способность проникать в суть вещей и явлений, понимать причины и скрытые закономерности.

Широта — способность воспринимать проблемы с многогранной точки зрения; по отношению к другим явлениям.

Скорость — скорость, с которой решаются проблемы, легкость, с которой идеи могут быть воспроизведены.

Оригинальность — умение создавать новые идеи, отличные от общепринятых.

Любознательность — необходимость всегда находить лучшее решение проблем и неприятностей.

Критика — объективная оценка предметов и явлений, стремление подвергнуть сомнению гипотезы и решения.

Спешка — игнорирование аспектов комплексного исследования проблемы, выбор только некоторых ее аспектов, предоставление неточных ответов и оценок.

Мышление ориентировано на потребности и цели. Все операции мыслительного процесса обусловлены потребностями, мотивами, интересами, целями и задачами человека.Не следует забывать, что думает не мозг, а личность, личность в целом.Большое значение имеет активное стремление человека к развитию своего интеллекта и готовность активно использовать его в полезной деятельности.

Оцените статью
МБОУ ДО ППМС центр Шанс
Добавить комментарий