Методы обучения и воспитания дошкольников

metody obucheniya i vospitaniya doshkolnikov Блог

Сущность методов воспитания и обучения дошкольников

Методы воспитания дошкольников — это научно подтвержденные методы и приемы педагогически целенаправленного взаимодействия воспитателя с ребенком в целях организации их эффективной деятельности и установок, стимулирующих активное познавательное поведение.

Образовательные методы для детей — это особые методы сознательно организованной деятельности, проводимой педагогом, в ходе которой учащиеся приобретают определенные знания, навыки и отношения, а также развивают свои врожденные способности.

Воспитательные методы следует отличать от методов.

Методы (обучение и тренировка) — это части, элементы и детали метода.

Методы обучения и воспитания детей дошкольного возраста имеют свою специфику, обусловленную спецификой дошкольного периода.

Эффективность обучения и воспитания дошкольников во многом зависит от правильно выбранных педагогом методов. При выборе методов обучения и воспитания педагог должен руководствоваться несколькими принципами, которые он должен

  • соответствовать возрасту и уровню развития детей;
  • Они подходят для использования в детских садах, т.е. необходимо учитывать материально-техническую базу детских садов;
  • понятны и доступны детям.

Причем педагог должен уметь применять выбранный метод на практике.

Каждый метод преподавания и обучения имеет две стороны:

  1. Внешняя сторона метода — это совокупная система способов воздействия на ребенка.
  2. Внутренняя сторона метода — это умственное познание, лежащее в основе применяемого метода действия.

Таким образом, каждый метод представляет собой набор методов, направленных на решение конкретных дидактических задач (ознакомление с новой информацией, закрепление предоставленного учебного материала, реализация творческой обработки выученных сообщений и т. д.)

Готовые работы на аналогичную тему

Виды методов воспитания дошкольников

Для дошкольников различают следующие методы обучения:

  1. Формирующие методы включают в себя следующие методы работы с детьми: объяснение, рассказ, разговор, анализ жизненных ситуаций, выговор и т. д. Воспитатель может использовать этот метод как во время организованных занятий, так и в обычное время. Например, структурированные действия, то есть обсуждение истории с действиями персонажей, рутинные действия, напоминание о мытье рук перед едой, аккуратное складывание вещей и т. д.
  2. Методы организации повседневной деятельности детей в дошкольной группе состоят из таких приемов, как упражнения, инструкции, создание различных образовательных ситуаций, педагогические требования и т.д. , либо попросить ребенка соблюдать правила гигиены.
  3. Способы стимулирования поведения и активности учащихся представлены следующими методами: соревнование, поощрение, требования, наказание и т. д. Например, требование положить игрушки обратно после игры; хвала за красиво убранные игрушки и хорошо проделанную работу.
  4. Методы контроля представляют собой совокупность следующих методов: педагогическая беседа, педагогическое наблюдение, педагогические вопросы, консультации, анализ результатов деятельности детей и др. Например, ведение индивидуальной беседы с учеником о его поведении, повторение правил вести себя в коллективе; контроль выполненной задачи.

Виды методов обучения дошкольников

Классификация методов обучения детей дошкольного возраста основана в основном на источнике знаний, навыков и умений. Выбор учителем того или иного метода обучения зависит от образовательной цели и содержания урока.

Дошкольники делятся на следующие методы обучения

  • Наблюдение — непосредственное изучение предметов и явлений окружающего мира, выделение главного, определение причин изменений и выводы;
  • Демонстрация — позволяет познакомить детей с визуальным изображением неизвестных или известных предметов.
  • упражнения — многократное повторение практических или умственных занятий с определенным содержанием;
  • Эксперименты и эксперименты — помогают разобраться в явлениях или получить знания по заданной теме;
  • Моделирование — наглядно-практический метод, предполагающий использование глобуса, карты, плана и т. д.
  • Дидактические игры — направленные на закрепление и углубление знаний, а также на получение новых знаний из различного содержания;
  • различные, образно расширенные ситуации — направленные на получение конкретных знаний.
  • Рассказ педагогом — введение нового дидактического материала, рассказ о заданной теме или явлении;
  • беседа — проводится воспитателем с детьми, если они имеют некоторое представление о теме беседы;
  • Чтение художественной литературы, которая является уникальным источником информации об окружающем мире и развивает у детей воображение, мышление и память.

На одном занятии, организованном воспитателем детского сада, часто одновременно используются несколько техник, которые вместе составляют данный метод. Задача педагога — тщательно продумать и наметить приемы, которые следует использовать в процессе обучения. В большинстве ДОО преобладают визуальные и игровые методы в сочетании с вербальными методами.

Оцените статью
МБОУ ДО ППМС центр Шанс
Добавить комментарий