Сущность методов воспитания и обучения дошкольников
Методы воспитания дошкольников — это научно подтвержденные методы и приемы педагогически целенаправленного взаимодействия воспитателя с ребенком в целях организации их эффективной деятельности и установок, стимулирующих активное познавательное поведение.
Образовательные методы для детей — это особые методы сознательно организованной деятельности, проводимой педагогом, в ходе которой учащиеся приобретают определенные знания, навыки и отношения, а также развивают свои врожденные способности.
Воспитательные методы следует отличать от методов.
Методы (обучение и тренировка) — это части, элементы и детали метода.
Методы обучения и воспитания детей дошкольного возраста имеют свою специфику, обусловленную спецификой дошкольного периода.
Эффективность обучения и воспитания дошкольников во многом зависит от правильно выбранных педагогом методов. При выборе методов обучения и воспитания педагог должен руководствоваться несколькими принципами, которые он должен
- соответствовать возрасту и уровню развития детей;
- Они подходят для использования в детских садах, т.е. необходимо учитывать материально-техническую базу детских садов;
- понятны и доступны детям.
Причем педагог должен уметь применять выбранный метод на практике.
Каждый метод преподавания и обучения имеет две стороны:
- Внешняя сторона метода — это совокупная система способов воздействия на ребенка.
- Внутренняя сторона метода — это умственное познание, лежащее в основе применяемого метода действия.
Таким образом, каждый метод представляет собой набор методов, направленных на решение конкретных дидактических задач (ознакомление с новой информацией, закрепление предоставленного учебного материала, реализация творческой обработки выученных сообщений и т. д.)
Готовые работы на аналогичную тему
Виды методов воспитания дошкольников
Для дошкольников различают следующие методы обучения:
- Формирующие методы включают в себя следующие методы работы с детьми: объяснение, рассказ, разговор, анализ жизненных ситуаций, выговор и т. д. Воспитатель может использовать этот метод как во время организованных занятий, так и в обычное время. Например, структурированные действия, то есть обсуждение истории с действиями персонажей, рутинные действия, напоминание о мытье рук перед едой, аккуратное складывание вещей и т. д.
- Методы организации повседневной деятельности детей в дошкольной группе состоят из таких приемов, как упражнения, инструкции, создание различных образовательных ситуаций, педагогические требования и т.д. , либо попросить ребенка соблюдать правила гигиены.
- Способы стимулирования поведения и активности учащихся представлены следующими методами: соревнование, поощрение, требования, наказание и т. д. Например, требование положить игрушки обратно после игры; хвала за красиво убранные игрушки и хорошо проделанную работу.
- Методы контроля представляют собой совокупность следующих методов: педагогическая беседа, педагогическое наблюдение, педагогические вопросы, консультации, анализ результатов деятельности детей и др. Например, ведение индивидуальной беседы с учеником о его поведении, повторение правил вести себя в коллективе; контроль выполненной задачи.
Виды методов обучения дошкольников
Классификация методов обучения детей дошкольного возраста основана в основном на источнике знаний, навыков и умений. Выбор учителем того или иного метода обучения зависит от образовательной цели и содержания урока.
Дошкольники делятся на следующие методы обучения
- Наблюдение — непосредственное изучение предметов и явлений окружающего мира, выделение главного, определение причин изменений и выводы;
- Демонстрация — позволяет познакомить детей с визуальным изображением неизвестных или известных предметов.
- упражнения — многократное повторение практических или умственных занятий с определенным содержанием;
- Эксперименты и эксперименты — помогают разобраться в явлениях или получить знания по заданной теме;
- Моделирование — наглядно-практический метод, предполагающий использование глобуса, карты, плана и т. д.
- Дидактические игры — направленные на закрепление и углубление знаний, а также на получение новых знаний из различного содержания;
- различные, образно расширенные ситуации — направленные на получение конкретных знаний.
- Рассказ педагогом — введение нового дидактического материала, рассказ о заданной теме или явлении;
- беседа — проводится воспитателем с детьми, если они имеют некоторое представление о теме беседы;
- Чтение художественной литературы, которая является уникальным источником информации об окружающем мире и развивает у детей воображение, мышление и память.
На одном занятии, организованном воспитателем детского сада, часто одновременно используются несколько техник, которые вместе составляют данный метод. Задача педагога — тщательно продумать и наметить приемы, которые следует использовать в процессе обучения. В большинстве ДОО преобладают визуальные и игровые методы в сочетании с вербальными методами.