МЕТОДЫ, ПРИЕМЫ И СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

metody priemy i sredstva vospitaniya i obucheniya detej doshkolnogo vozrasta Блог

В результате изучения этой главы студент должен:

  • — Классификация методов и приемов воспитания и обучения, различия между ними;
  • — влияние оптимального выбора средств и методов обучения на формирование системы менеджмента качества образовательного процесса в детском саду;
  • — использовать современные, научно обоснованные методы и приемы воспитания и обучения дошкольников;
  • — Диверсификация основных и дополнительных средств воспитания и обучения в педагогическом процессе в дошкольных учреждениях;

— условия формирования взаимосвязи воспитания и методов обучения в педагогическом процессе в детском саду.

Понятия «метод» и «прием»

Метод (от греч. Methodos — метод, способ познания, исследование) можно определить по-разному [1] — как:

  • — способ воссоздания мышления изучаемого предмета, направленный на усвоение предмета и достижение конкретных результатов в познании и практике;
  • — метод достижения цели, метод практической и теоретической работы;
  • — набор определенных правил, приемов и операций для теоретического или практического освоения и преобразования действительности, деятельность, организованная определенным образом.

С другой стороны, педагогический метод — это метод воздействия на детей со стороны взрослого посредством совместных действий. В основе такого толкования педагогического метода как сознательного коллективного действия лежит позиция Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития — периоде в развитии ребенка, когда под руководством взрослого он осваивает новые области действительности, приобретает новые способности и навыки. При этом воспитание или метод обучения — это процесс взаимодействия ребенка и учителя, в результате которого происходит передача и усвоение ценностей и установок, знаний, навыков и умений, предусмотренных в содержании образования. или воспитание. При этом, в отличие от методов обучения, методы обучения не столько способствуют получению знаний, сколько накоплению опыта использования знаний, уже полученных в процессе обучения, формированию соответствующих навыков, привычек, форм поведения и ценностных ориентаций. на их основе [2].

Однако, поскольку в начале 30-х годов ХХ века метод обучения или воспитания оценивался по внешним признакам, то по способу работы учителя классификация методов нашла выражение в акценте на способах достижения цели и преобразования действительности. В этом понимании методы не определяли поведение учителя и не помогали ему ориентироваться в действии, т.е.они не отражали саму идею, заложенную в методе как педагогической концепции.

В настоящее время в методах различают две стороны: внешнюю и внутреннюю (М.И. Махмутов) [3]. Внешний отражает образ действий учителя, внутренний отражает принципы, которым он следует, что отражает единство внутреннего и внешнего, взаимосвязь теории и практики. Таким образом, сегодня определение метода отражает систему нормативных принципов и правил организации педагогически целенаправленного взаимодействия педагога с ребенком, детским сообществом, используемую для решения определенного круга задач обучения, развития и воспитания [4]. Используя этот подход, И.Я. Лернер и М. Скаткин дал следующее определение метода обучения: метод обучения как способ достижения цели обучения — это система последовательных и упорядоченных действий учителя, организующая практическую и познавательную деятельность детей по усвоению социального опыта специфическими средствами [5 ]. Он отражает взаимосвязь между познанием и опытом как ребенка, так и учителя в процессе взаимодействия, направленного на обучение детей. При этом применяемые в детских садах и семьях методы воспитания и обучения различаются как по набору, так и, главное, по содержанию, а, следовательно, по психологической сущности и эффективности воздействия на ребенка. Семейные методы воспитания и обучения не отличаются интенциональностью, характерной для детских садов, но более естественны и ориентированы на конкретного ребенка, имеющего свой жизненный опыт, определенные привычки, предпочтения и интересы. I.G. Песталоцци однажды сказал, что «семья учит жизни делами, а не словами» [6].

Теперь давайте опишем, как связаны метод и техника.

Метод обучения / тренинга — это компонент или аспект метода обучения / тренинга, то есть конкретная концепция по отношению к общей концепции метода [7]. Методика обучения или образовательный метод означает краткосрочное взаимодействие между учителем и ребенком, направленное на передачу и овладение конкретными знаниями, навыками и т. д. Образовательные методы или образовательные методы считаются конкретными операциями взаимодействия между учителем и учеником. ученик, которые являются его наименьшей структурной единицей и нацелены на решение учебных задач. Согласно другому определению, образовательные методы — это действия, включенные в педагогические рамки, которые обеспечивают внешние стимулы к поведению и установкам образованного человека, которые изменяют его установки, мотивы и поведение [8].

Ряд приемов создают серию занятий, направленных на решение элементарных педагогических задач. Однако одни и те же методы могут использоваться в разных методах обучения и тренировки.

Каталог сайтов Всего.ру
Оцените статью
МБОУ ДО ППМС центр Шанс
Добавить комментарий