Мама с трехлетней девочкой входит в вагон метро, вздыхая: «Опять будет темно …». Мама в изумлении спрашивает: «Почему темно? Настенька, посмотри, как ярко, сколько лампочек!». И мудрый ребенок отвечает: «Да, там внизу светло, а здесь я ничего не вижу!»
Когда наш ребенок учится ходить (что происходит примерно на первом году жизни), внезапно из беспомощного младенца он превращается в полностью самостоятельного человека, в исследовательской деятельности которого есть прорыв: теперь он может покорять огромные пространства квартиры, детская площадка, лесной газон и т. д. Теперь он видит мир по-другому: не так, как когда он был в колыбели, в детской коляске или на руках у матери. Это его мир, в котором он исследователь. И то, как маленький ребенок видит и понимает мир (и именно об этом эта книга), отличается от того, как мы, взрослые, воспринимаем мир. Целая армия взрослых (мамы и папы, бабушки и дедушки, педагоги, учителя, ученые и чиновники) прилагают невероятные усилия, чтобы сделать детство безоблачным, интересным, полезным этапом, который, по нашим (снова взрослым) представлениям, обязательно должен стать начало будущей взрослой (даже более счастливой, конечно) жизни. И мы прекрасно знаем, что делать: покупать самые полезные игрушки и книги, записывать ребенка в самый престижный класс в детский сад (Б. Уайт пишет, что родители мечтают о «детском саду с хорошим образованием»), учить иностранные языки. с ним (желательно вдвоем) посещать музеи, выставки, театры и многое-многое другое. Счастливый малыш окружен нашей заботой и любовью! Он даже не знает, насколько ему повезло и насколько он должен быть счастлив …
Однако, вопреки нашим ожиданиям, ребенок, играя в очередной «развивающий», с энтузиазмом начинает осматривать ящики нашего письменного стола или кухонного шкафа, корзины, с удовольствием и энтузиазмом исследует записи в нашем паспорте и оставляет автограф. там надевает свое лучшее платье и показывает, что мы снимаем его, когда идем кататься на велосипеде или играть в песочнице. А по дороге в группу раннего интеллектуального развития, где высококвалифицированные специалисты научат его, «как его зовут», ребенок «вдруг» капризничает и просит покачать на качелях или взять на руки .. .
Прочитав множество книг в области психологии и педагогики, взрослые объясняют такое «бессознательное» поведение особенностями возрастного развития и продолжают строить мир вокруг ребенка по своим стандартам и по своему усмотрению. И ребенок до сих пор живет в этом «ярком, безоблачном» мире, зачастую ему чуждом или даже опасном. «Почему?» — ты спрашиваешь. Потому что это мир взрослых, ослепленных сиянием светлого будущего, не всегда способных понять и посочувствовать потребностям сегодняшнего ребенка.
Мы часто говорим: «Дети видят мир на уровне наших колен. Но мы не всегда думаем об этом. И действительно: дети смотрят свысока на наш взрослый мир, построенный по нашим взрослым законам. А мы, соответственно, смотрим» на них … да, заранее. И дело не только в разнице в росте. Речь идет о нашей позиции: мы точно знаем, чего должны хотеть наши дети, и руководствуемся ими. А если они сопротивляются, ради самих себя, мы настаиваем на том, чтобы что мы хотим.
Хотя в течение многих лет мы, психологи, говорим родителям, педагогам и учителям, как лучше понять и принять своих детей, не так давно я действительно понял это сам. Однажды, около десяти лет назад, у меня была прекрасная возможность взглянуть на окружающую меня реальность глазами ребенка, ощутить своим телом дискомфорт и невнимание к реальному миру, понять, что значит быть ребенком в нашем мире. Мир.
Во время одной из моих поездок в Финляндию нас пригласили посетить Музей науки Эврика. Он расположен недалеко от Хельсинки и вмещает более 200 интерактивных экспонатов. Одна из них, расположенная в фойе музея, на первый взгляд ненавязчива. Представьте себе гигантский деревянный стол с четырьмя огромными синими чашками с блюдцами. Вокруг стола четыре стула.
Люди — дети и взрослые — проходили мимо экспоната довольно равнодушно. Почему-то сильно захотелось сесть в этот стул, сесть на него и «выпить» чай (как в сказке про Машеньку и трех медведей). С трудом забравшись в кресло, я удобно сел и огляделся: смотрит на меня кто-нибудь или нет. Однако, похоже, никого не заинтересовало мое «достижение». Затем я продолжил эксперимент и попытался «выпить» чай. Было крайне неудобно: толстая ручка, огромные размеры самой чашки, неудобные края — все это вызывало чувство легкого дискомфорта, раздражения и разочарования. Затем я «выполз» со стула и буквально несколько секунд стоял неподвижно, пытаясь понять свои чувства. Именно тогда меня «поймали» на мысли: ведь наши дети бывают в таких ситуациях много раз за один день. Готовность делать что-то для себя, дискомфорт, равнодушие взрослых, воспринимающих свои успехи как норму, и неудачи — как демонстрацию нежелательного поведения, неспособность приспособить самые необходимые предметы к маленьким рукам и ножкам — вот лишь некоторые из чувств. дети, живущие в нашем мире взрослых.
Так что делать? Восстановить мир? Ставить столики и стулья, прибивать нижние дверные ручки, делать лестницы в жилых домах? Конечно, нет! Нужно только понимать, что живущему рядом с нами ребенку в большей степени нужны не яркие игрушки, не развивающие книжки, не изучение иностранного языка, который ему точно понадобится, а через 10 лет и уважение к нему, его потребностям. , понимая его радость и горе, сегодня, сейчас. В конце концов, дети иногда, желая нашей похвалы, вынуждены смиряться с нами. Чтобы заслужить нашу любовь, они кропотливо гладят, пишут, читают и учат английские глаголы. В этом плане дети намного умнее и человечнее нас. И мы можем многому у них научиться.
Если мы хотим, чтобы им было хорошо с нами, чтобы они наслаждались общением друг с другом, нам, взрослым, достаточно попытаться занять положение ребенка, представить, что чувствует наш ребенок прямо сейчас (в этот уникальный и прекрасный момент). И как только мы это поймем, мы сможем сделать мир вокруг него ярким и добрым, именно таким, каким он больше всего в этом нуждается. ОН, наш ребенок, а не мы, взрослые.