Мораль — это набор норм и правил поведения, особая форма общественного сознания, способная регулировать человеческие действия и поступки.
Моральный поступок — это высокоморальный, сознательный поступок в соответствии с правилами морали.
«Золотое правило морали» — это общий этический принцип, который можно сформулировать как «относитесь к людям так, как вы хотели бы, чтобы они относились к вам».
Этика — это форма идеологии — учение о морали (этике), ее развитии, принципах, нормах и роли в обществе.
Гуманизм — это этическая позиция по отношению к жизни, утверждающая, что люди имеют право свободно определять смысл и форму своей жизни.
Нравственность — это внутреннее, духовное качество человека, основанное на идеалах добра, чести, долга, справедливости, проявляющееся в его отношении к людям и природе.
Моральные ценности — это то, что древние греки называли «этическими добродетелями».
Основная и дополнительная литература по теме урока:
Учебник обществознания для 10 класса Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова Л.Н., М.В. Телюкин. Москва. Издательство «Просвещение», 2014.
Клименко А. В., Романина В. В. Социальные науки в вопросах и ответах: учебник для старшеклассников и поступающих в вуз. — М., 199
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Нравственность играет особую роль в регулировании жизни общества и поведения его членов. Мораль (от латинского moralityitas — приписывается темпераменту, характеру, характеру, привычкам и латинским нравам — обычаям, привычкам, моде, поведению) — форма социальной осведомленности, отражающая взгляды и идеи, нормы и ценности поведения конкретных людей. , социальные группы и общество в целом.
Существуют следующие типы моральных норм: не лгать, не завидовать, не обижать более слабых, уважать старших, не предавать их, помогать нуждающимся.
Стоит отметить, что мораль регулирует поведение человека во всех сферах общественной жизни, поддерживая и санкционируя определенные социальные основы, образ жизни и межличностное общение. Однако участие в регулировании социального поведения людей — не единственная функция морали.
У людей в обществе много взаимоотношений. Как правило, у взрослого человека есть профессиональные обязанности, требующие умения, усердия в выполнении заданий и внимательного отношения к возможным негативным последствиям своей работы. Например, пилот стремится безопасно доставить пассажиров к месту назначения, врач — помочь, не причинив вреда пациенту, преподаватель — привить любовь к знаниям и не оттолкнуть учеников от своего предмета посредством безжизненного сухого изложения учебного материала.
Такая деятельность регулируется специальными инструкциями, правилами и положениями.
Как известно, человеческая жизнь не ограничивается профессиональной деятельностью. Важную роль в этом играют рождение и воспитание детей, отношения в повседневной жизни между мужем и женой, отношения детей с родителями и другими родственниками.
Наконец, существуют духовные регуляторы повседневных межличностных отношений в дружбе, любви, привязанности и повседневных контактах.
Образцы правильного (точнее: уместного, необходимого) поведения, считающегося моральным в данном обществе (например, альтруизм, т.е. жертва ради выживания семьи или клана, регулирование сексуальных отношений), обычно навязываются всем членам сообщества через систему. образования и подражания.
Эти модели затем увековечиваются как моральные нормы, моральные принципы, правила и законы и становятся обязательными для всех. Как отмечают ученые, мораль даже в условиях осложнений общественной жизни сохраняет базовые ценности (равенство, мир, заботу), которые в начальный период проявляли свою важность на основе родственных связей.
Отличие морали от других социальных норм:
они вызваны личными внутренними мотивами человека;
не требует организованной принудительной силы для принуждения;
их принуждают совесть и общественное мнение;
не ограничены этническими, групповыми или другими границами;
они возникают только в сознании людей и не имеют формального закрепления;
являются важной отправной точкой в стремлении человека к самосовершенствованию.
Изучение модельного учебного задания
1 Выберите правильные суждения о морали и запишите числа, под которыми они указаны
1) Моральные нормы отражают потребности общества.
2) Нравственность всегда оформляется нормативными правовыми актами.
3) Нравственность помогает человеку оценивать события общественной жизни.
4) Нравственность основана на внутренней мотивации и самоконтроле человека.
5) Нравственность всегда обеспечивает взаимопонимание между людьми в обществе.
Правильный вариант / варианты (или правильное сочетание вариантов):
2. Вставить отсутствующее слово (или фразу)