Немцы с рождения воспитывают детей индивидуалистами, но даже самые молодые россияне обычно являются частью коллектива. Это одна из основ образования. Есть и другие важные отличия.
Каждого маленького немца учат осознавать свое «я» из чрева матери. А русский ребенок практически с рождения не будет воспринимать себя иначе, чем в категории «мы», общей части. Это не просто популярное мнение; это результат научных исследований.
Независимость или зависимость
«Немцы создают детские сады и стараются создать для детей демократическую среду, они не принуждают их есть, спать или делать то, что они не хотят делать», — пишет Наталья Шауберт, родившаяся в России и живущая в своей статье. по воспитанию детей в Германии. в Германии. Это очень субъективный взгляд. Любовь немцев к порядку и дисциплине, конечно же, отражается и на воспитании детей. Здесь все по-другому.
«Конечно, немцы тоже очень любят своих детей, но в то же время они могут быть твердыми. Родители хотят учитывать потребности своих детей, любить и понимать их, но также устанавливать границы и оправдывать их», — объясняет Оливер Штайнбах, депутат. главный редактор немецкого журнала «Eltern» («Родители»).
«С самого начала немцы учат детей самостоятельности. Даже в детских садах бывают собрания детей, где, так сказать, подводятся итоги прошедшей недели и обсуждаются планы на следующую неделю. Дети учатся печь печенье и варить суп, а многие игры ориентированы на практическое применение в жизни », — пишет русская мама, которая попробовала детский сад для своей дочери как в Германии, так и в России. Позже, в школе, учитель обычно не делает публичных выговоров худшим ученикам, не делает ничего, что могло бы оскорбить ребенка или унизить его достоинство.
Эти «частные» наблюдения с точки зрения культурных особенностей немцев и русских очень понятны. По мнению психологов, российские дети как представители коллективистской культуры изначально больше зависят от родителей и общества. Русский ребенок с рождения включен в замкнутые устойчивые «группы», которые поддерживают его на протяжении всей жизни, надеясь взамен на безоговорочную лояльность коллективу. Однако в индивидуалистических обществах, таких как большинство западных стран, ребенка нужно изначально приучать к независимости, иметь собственное мнение, высокую самооценку и полагаться на собственные достижения », — подчеркивают исследователи.
Реальное и воображаемое послушание
Развитие антиавторитарного образования в Германии во второй половине 1960-х и 1970-х было даже более поразительным, чем в других европейских странах. В интервью Deutsche Welle эксперты журнала «Eltern» пояснили, что здесь важную роль сыграла история Германии ХХ века. Это, во-первых, вопрос вины и ответственности Германии за две мировые войны, а во-вторых, глубокое недоверие к «коллективизму» как таковому. Нацистский лозунг «Одна страна, одна нация, один лидер» дискредитировал саму идею верховенства общества над личностью, стремление к единству и патернализму. Сегодня самые сознательные родители в Германии стремятся к равенству в отношениях со своими детьми.
Одним из многих популярных трактатов для немецких матерей на протяжении десятилетий является книга детского психолога Элизабет Платтнер «Ранние годы». Одна из главных заповедей Платтнера — «Не унижай». Ребенка можно дисциплинировать, но не унизительным образом. Ни при каких обстоятельствах его нельзя избивать. От него нельзя спрятать игрушки или что-нибудь еще в шкафу, потому что для него это тоже унижение, потому что он маленький, поэтому его физический «дефицит» используется. Все всегда нужно объяснять, не обмануть, не лгать, а объяснять, понимая, что ребенок — личность, доверяющая ему и завоевывающая его доверие.