Домашние животные занимают особое место в жизни детей, потому что они их бескорыстно любят. Собакам, хомякам и кошкам все равно, какие оценки получит их маленький хозяин, моют ли они руки перед обедом или бьют себя в школе. Животные не стесняются проявлять свою привязанность, но многие родители считают, что чем старше ребенок, тем меньше он нуждается в нежности и похвале.
А дети бескорыстно любят и любят животных за любовь и привязанность. Владение животным и уход за ним заставляют ребенка чувствовать себя ценным, что помогает повысить его самооценку и дает чувство безопасности.
С высоты своих лет
Понимание ребенка смертью меняется с возрастом.
До двухлетнего возраста все потребности ребенка удовлетворяются родителями, только отсутствие родителей может привести к тревоге и страху. Ребенок этого возраста даже не заметит исчезновения животного.
В возрасте от 2 до 7 лет мышление ребенка магическое (все события рассматриваются как результат желания ребенка). Для этого возраста также характерно одушевление объектов и явлений реального мира. Если животное исчезает или умирает, ребенок может думать, что это его вина, потому что он, возможно, хотел.
Дети до 5 лет в основном скучают по мертвым животным как по товарищам по играм.
С 6 до 10 лет у детей развивается определенный склад ума. Магическое восприятие реальности еще частично сохранилось, но дети уже используют свои способности для изучения реальности. В этом возрасте многие дети олицетворяют смерть как «особенного человека», «старуху с косой» …
Часто смерть рассматривается как наказание за проступок. Хотя они уже понимают, что существует четкое различие между жизнью и смертью, у них могут быть фантазии о том, что смерти можно избежать.
В этом возрасте дети часто не выражают глубину своего горя в устной форме, поэтому родители должны быть внимательны к необычному поведению. Оно может появиться через несколько недель после потери. В этом возрасте смерть животного может вызвать повышенное беспокойство и страх, что родители могут бросить ребенка либо из-за их смерти, либо по какой-либо другой причине, например, из-за развода. Реальный опыт детей часто можно найти в их играх, рисунках и рассказах.
Вообще говоря, дети реагируют на смерть так же, как и взрослые: сначала недоверием и отрицанием, затем плачем, замешательством, гневом, чувством вины, депрессией и попытками объяснить, что произошло. Тревога отказа, кошмары, бессонница, гнев и агрессия по отношению к родственникам и друзьям типичны для детей в этой ситуации. Проблемы с обучением могут возникать из-за повышенной тревожности.
Подростки разделяют мнение взрослых о том, что смерть — это неизбежный процесс, которым заканчивается жизнь.
Их способность мыслить абстрактно позволяет им смириться с мыслью о собственной смерти. В то же время они отрицают эту возможность преодолеть страх, вызванный этими мыслями. Взрослые должны попытаться уменьшить это беспокойство. Столкнувшись с мыслью о собственной смерти, подростки понимают, что не все их жизненные планы будут реализованы, и это осознание может привести к серьезному стрессу. Подростки рассматривают смерть либо как философскую проблему, либо как вероятность, требующую осторожности в отношении факторов риска. Однако у некоторых подростков до сих пор сохраняется детский образ обратимости смерти. Подросткам самоубийство кажется расплатой, но также и обратимым явлением. Он думает, что может смотреть и наслаждаться горем своих родителей, которые будут мучиться за плохое обращение с ним.
Как объяснить потерю?
Дети часто спрашивают о причине смерти животного, об ответственности за его смерть и задаются вопросом, увидят ли они своего питомца снова. Специалисты советуют отвечать на эти вопросы честно и прямо на понятном детям языке.
Давая объяснения, нужно в них убедиться.