Сегодняшние дети практически рождаются с пультами от телевизора в руках, с младенчества привыкая к техно-няням. Чтобы узнать, как телевидение влияет на тонкую психику ребенка и его светлое будущее, мы обратились к известной книге Трейси Кучлоу, фрагмент которой мы публикуем сегодня.
Но что плохого в небольшом просмотре телевизора? Большинство скажет «Ничего!» Вероятно, поэтому 40% детей смотрят телевизор уже в возрасте трех месяцев, а к двум годам 90% детей проводят один или два часа в день за просмотром телепрограмм и видеоигр. В 1996 году Американская академия педиатрии опубликовала политическое заявление относительно просмотра детьми телевидения, которое в средствах массовой информации было отмечено как «запрещение телевидения до двухлетнего возраста».
Но вредит ли телевидение маленьким детям? Да и сколько!
- О положительных эффектах просмотра телевизора с детьми ничего не известно. То же самое и с образовательными программами для дошкольников. Человеческий мозг «запрограммирован» учиться у живых людей, по крайней мере, в молодом возрасте. Наличие или отсутствие личного взаимодействия напрямую определяет, усвоит ли ребенок определенные навыки или нет.
- Просмотр телевизора тормозит развитие разговорной речи. Дети, которые смотрели развивающие фильмы Бэби Эйнштейна, имели меньший словарный запас, чем их сверстники, которые этого не делали. Результаты исследования настолько противоречили обещаниям производителя, что компания Disney предложила их родителям возмещение. Два исследования показали, что просмотр «Улицы Сезам» отрицательно сказывается на выразительной речи детей в возрасте до двух лет (в старости программа, наоборот, в некоторых отношениях поддерживает ребенка, например, готовность к школе).
- Когда телевизор включен, дети не общаются. Дети ничего не видят вокруг себя и не слышат, что им говорят. Они не исследуют, не играют и не двигаются — это самые важные развивающие действия ребенка.
Дети не общаются — в том-то и дело! В конце концов, телепрограммы созданы не для ребенка — они созданы для родителей, чтобы они могли отдохнуть от своего ребенка. Они заставляют годовалого или двухлетнего ребенка сидеть тихо и неподвижно в течение получаса вместо того, чтобы, скажем, опорожнять ящик комода, пока вы пытаетесь убрать дом. Если программа называется «образовательной», вы не чувствуете себя виноватым, вот в чем разница.
Я предполагаю, что причины популярности этого вида продукции кроются в следующем.
1. Родителям нужен отдых, а мы разучились просить собственных родителей, соседей, родственников и друзей о помощи, в которой мы нуждаемся.
2. У родителей много работы. А насколько проще, когда ребенка приковывают к экрану! Но бремя повседневной жизни станет намного легче, если вам удастся совместить ожидания с новыми жизненными реалиями. Когда с тобой ребенок, он на первом месте, вот и все. Помните об этом, и борьба за расстановку приоритетов больше не будет раздирать вас. Конечно, у нас будет немного меньше дел. Конечно, на каждую вещь уйдет в пять раз больше времени. Но, положа руку на сердце, неужели это так ужасно?
Капелька ТВ после двух лет
Даже дети старше двух лет могут чему-то научиться из интерактивных телепрограмм. Выбирайте детские программы с героями
- говорить напрямую с ребенком;
- дать им возможность ответить;
- скажите им, как называется каждая вещь.
Образовательные программы, отвечающие этим требованиям, такие как Blue’s Clues и Dora the Explorer, действительно соответствуют этим требованиям. (Дора Исследовательница действительно может увеличить словарный запас и социальные навыки ребенка и подготовить их к школе. В Common Sense Media (commonsensemedia.org) есть рейтинги и обзоры, которые помогут родителям.
Что особенного в возрасте двух лет?