Все мы когда-то были детьми. У многих из нас теперь есть собственные дети. Иногда мы задаемся вопросом, почему ребенок ведет себя определенным образом, нормально ли это, когда стоит обратиться к врачу, а когда поведение нормальное. Эта статья поможет разобраться в особенностях детской психики.
Именно в детстве он заложил основные личностные качества, которые должны обеспечить нравственный ориентир, цель, жизненную силу в будущем. Но психика ребенка устроена таким образом, что он многое воспринимает путем подражания, на примере. Он нестабилен, меняется в разные периоды жизни ребенка, очень чувствителен к внешним воздействиям. Тип воспитания играет важную роль в формировании психики ребенка. Неправильное воспитание приводит к психологическим проблемам у детей. Если его воспитывают как «кумира семьи», ребенок вырастает менее независимым, лишенным инициативы, эгоистичным и недостаточно усваивает моральные нормы. При невыполнении требований ребенок устраивает истерики, капризничает, может кататься по полу, плакать, кричать. Поведенческие отклонения чаще всего возникают, когда ребенок остается один, когда родители не контролируют ситуацию, а больше озабочены собой. Когда высокие требования к сыну или дочери сочетаются с меньшим вниманием к их потребностям (например, помощь матери, которая оставляет своих младших детей идти на работу), формируется отказ от собственной важности, и ребенку дается жертвенное отношение. . В случае эмоционального отторжения ребенок может чувствовать себя помехой в жизни родителей. Такой стиль воспитания приводит к формированию невротических расстройств. Внезапная смена методов воспитания (со строгих на либеральные из-за эмоционального отторжения) способствует формированию таких черт характера, как упрямство, робость, нестабильная самооценка. Причины дисгармоничного воспитания различны. Иногда правильному воспитанию мешают определенные объективные обстоятельства семейной жизни. Часто главную роль в нарушении учебного процесса играют личностные особенности самих родителей. На формирование и развитие детской психики также влияют наследственные, экологические и социальные факторы.
В развитии психической сферы бывают критические периоды — периоды, характеризующиеся резкими изменениями в функционировании организма.
- С 15 по 28 неделю беременности соответствует формирование подкорковых структур головного мозга, а 28-я неделя — формированию корковых структур.
- Третий триместр беременности (30-40 неделя) характеризуется появлением элементов слуховой памяти и взаимосвязью между поведением плода и психическим состоянием матери.
- Роды приравниваются к стрессу, вызывающему у ребенка состояние глубокого нервного и психофизического напряжения, несущее риск патологического развития.
- Первый месяц или неонатальный период соответствует началу недифференцированного самовосприятия. Особенно важны первые дни жизни ребенка. Это предполагает зрительный контакт с человеческим лицом, особенно с лицом матери. Считается, что это фактор, во многом определяющий все психическое развитие ребенка. В первый месяц жизни у малыша появляются первые положительные и отрицательные чувства и представления об окружающем мире.
- Критический период, приходящийся на 6-8 месяцев жизни, определяется началом самодифференциации и индивидуализации, а также началом первичной привязанности, избирательной улыбки и основных социальных предпочтений.
- Критический период, приходящийся на 15-17 месяц жизни, характеризуется появлением первичной мотивации поведения, которая определяется прежде всего жизненными потребностями организма, за которой следует вторичная мотивация, характеризующаяся ориентацией на оценку состояния здоровья. поведение окружающих и постепенное отождествление положительного поведенческого опыта с одобрением близких ребенку людей. Описанные особенности проявляются именно в этот период, но их формирование не заканчивается, и их развитие продолжается в более старшие годы. Также следует отметить, что в возрасте 15-17 месяцев происходит интенсивное созревание клеток коры головного мозга (оно начинается на 28 неделе беременности и продолжается до полового созревания, 18-20 лет).
- Период 2,5-3,5 года определяется как этап самосознания, полного разделения себя и идентичности. Здесь у ребенка не только положительный, но и отрицательный опыт общения с окружающим миром, с чувством опасности, беспокойства, вины и плохого настроения. Однако наиболее значительным для этого периода является переход от симбиотических отношений с матерью к чувству автономии. Ребенок начинает проявлять бунтарство, упрямство, негатив, своенравие и своенравие.
- Кризис 7-8 лет связан с моментом поступления ребенка в первый класс. Для него характерны два основных изменения в умственном развитии. Во-первых, ребенок больше не путает свою точку зрения с точкой зрения других. Он становится рассуждающим. Вместо импульсивного поведения дошкольника 7-8-летний ребенок обычно анализирует всю ситуацию, прежде чем предпринять какие-либо действия. Во-вторых, меняется социальное положение ребенка. Возникает ряд сложных образований: это себялюбие, чувство собственного достоинства, обобщение чувств, уровень самопознания. Внешними признаками начала кризиса являются потеря ребенком непосредственности, появление не совсем четкого «отчуждения». В поведении есть что-то преднамеренное, неуместное и искусственное.
- К 12-14 годам многие дети достигают поворотного момента в своем умственном развитии, известного как «кризис подросткового возраста». Внешне он проявляется в грубости подростка, его готовности действовать вопреки желаниям и требованиям взрослых, игнорированию комментариев, замкнутости и т. д. Молодежный кризис — это пик переходного периода от детства к юности. На этом этапе важны как внешние, так и внутренние факторы. Эти внешние полагаются на постоянный взрослый контроль, зависимости и опеку, от которых подросток пытается вырваться, считая себя зрелым, чтобы принимать собственные решения и действовать так, как он считает нужным. Внутренние факторы определяются привычками и личностными качествами, которые мешают им делать то, что они хотят (внутренние запреты, стереотипы родительского послушания). Подростки чаще стремятся к роли взрослых. Их не устраивает, что с ними обращаются как с детьми, они хотят полного равенства, настоящего уважения. Иное отношение унижает и оскорбляет их.
Описанные выше критические периоды в формировании детской психики приводят к повышенному риску возникновения всех заболеваний, в том числе психических, и способствуют их обострению.
В детстве может появиться множество разных психических расстройств — невроз, шизофрения, эпилепсия, депрессия … Однако симптоматика этих расстройств у детей несколько отличается от таковой у взрослых. Ребенок не всегда может правильно описать свое состояние, эмоции, чувства и переживания. Симптомы неполные, неясные, стертые. Например, в детском возрасте очень редко наблюдаются психозы, бред и галлюцинации. Наиболее частыми симптомами являются расплывчатые абсурдные страхи, необычные фантазии и заторможенное поведение. Игры однообразны, шаблонны и схематичны. Часто дети собирают специальные игровые предметы (провода, вилки, обувь), пренебрегают игрушками. Иногда отмечается удивительная односторонность интереса. Изменчивое поведение в виде грубости, жестокости и садистских наклонностей особенно характерно для мальчиков. Дети очень редко жалуются на подавленное настроение или грусть при депрессивных расстройствах. Депрессии маскируются и проявляются в виде расстройств поведения и плохой успеваемости.
Однако есть ряд расстройств, характерных для детского возраста, некоторые из которых могут сохраняться на протяжении всей жизни. По мере развития человека некоторые отклонения компенсируются или полностью исчезают. Примерами являются аутизм, заикание, ночное недержание мочи, тики, поведенческие расстройства, такие как гиперактивность с повышенным отвлечением, и единичные задержки в определенных навыках, таких как счет, при чтении и письме являются нормальным явлением.
Если вы начали замечать какие-то необычные изменения в своем ребенке, не игнорируйте это.Вы можете связаться с круглосуточной горячей линией анонимно.Вы также можете получить помощь квалифицированных детских и подростковых психиатров, психотерапевтов и медицинских психологов в Республиканской клинической больнице Министерства здравоохранения.